Что такое устный опрос. Фронтальный опрос: способы проведения. Комбинированный метод как основной метод опроса

Текущая проверка осуществляется путем постоянного наблюдения учителем за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, с помощью различных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере, и др.

Тематическая проверка - ее суть раскрывается самим названием. Она проводится теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер, например, по окончании изучения определенной темы или раздела или как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может реализовываться в виде коллоквиума.

Периодическая проверка осуществляется в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.

Заключительная (итоговая) проверка - это различные формы аттестации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения, чаще всего в виде зачетов и экзаменов.

Требования к данной группе методов:

Всесторонность;

Систематичность;

Объективность;

Гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);

Учет специфики учебного предмета;

Индивидуализация;

Дифференциация;

Разнообразие форм и методов.

Методы контроля и самоконтроля

1 . устные - индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос

Индивидуальный опрос , когда ученик вызывается к доске и спрашивается домашнее задание, - один из самых распространенных методов в этой группе. Этот вид опроса самый трудный как для учителя, так и для уче­ников: для учителя потому, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому се­бе. Ученика надо спросить основательно; дав ему возможность высказать­ся полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много времени, поэтому многие учителя проводят такой опрос не­часто, в результате нередки ситуации, когда ученик в течение года ни ра­зу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим отве­том: Это приводит к тому, что на экзамене он не может вразумительно сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.

Для учителей, особенно молодых, трудно дать оценку знаний учени­ка и сформулировать объективное и убедительное оценочное суждение, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить, насколько полно и содержательно отве­чал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и заданиями, что у него получилось хорошо, на что нужно об­ратить внимание при последующей подготовке заданий и ответах. От­метка обязательно должна обобщаться сразу после того, как высказано оценочное суждение. Можно предложить самому ученику по оценочно­му суждению определить, какой будет оценка, можно предложить вы­сказать оценочное суждение самому отвечающему или другим учени­кам. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.

Фронтальный опрос . Для получения экспресс-информации о сте­пени готовности класса к усвоению нового материала и актуализа­ции имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, при котором вопросы обращены ко всему классу. Его проведение ускоря­ют разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показыва­ют в ответ на вопрос учителя: сразу же видно, кто отвечает правиль­но, а кто не знает ответа. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.

Уплотненный опрос должен устранить многие недостатки индивиду­ального опроса Вызываются два-три ученика, и им даются задания, которые они могут выполнить за 10-15 минут, сделав краткие записи на доске. Четыре-шесть человек приглашаются сесть за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые они отвечают письменно. Задания также должны быть рассчитаны на этот же временной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй - ученика. Учитель класса координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшаяся часть класса должна подготовить дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готова к комментированию любого ответа. В результате за 15-20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке - другая половина При этом надо следить, чтобы дававшие письменные ответы при проведении уплотненного опроса по другой теме или индивидуальна опроса отвечали устно.

Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, устной речи, осознанию своего знания или незнания, так как, пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выучил домашнее задание.


Форма методической работы: Школа педагогического мастерства

Тема: Устный опрос - один из методов педагогического контроля.

Цель: Совершенствование педагогического мастерства инженерно-педагогических работников.

Преподаватель, мастер, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать, разумно спланировать и реализовать педагогический процесс. Он тщательно подбирает наиболее целесообразные учебные и учебно-производственные задания, учитывая при этом особенности восприятия учащихся, возможные их затруднения и ошибки, намечает способы предупреждения, заблаговременно готовит необходимые средства обучения, оборудование, материалы, документацию, рабочие места. Умелый педагог рационально организует учебный процесс: применяет разнообразные методы и методические приемы обучения в комплексе, сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу на уроке.

Сегодня на этом занятии мы поговорим на тему: «Устный опрос – один из методов педагогического контроля.»

(на экране презентация № 1)

Устный опрос - наиболее распростра­ненный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредствен­ный контакт между преподавателем и учащим­ся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивиду­альных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Какая цель устного опроса?

(на экране презентация №2)

Проверка знаний учащихся.

Проверка умений учащихся публично излагать материал.

Формирование умений публичных выступлений.

^ 1.Общие сведения об устном опросе.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки:

Тща­тельного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, ко­торые будут предложены,

Подбора путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки,

Создания на занятии деловой и до­брожелательной обстановки.

^ 2. Советы психолога преподавателям .

Проводя устный опрос, мы часто думаем о содержательной стороне опроса и не всегда задумываемся о психологической стороне. Выслушаем психолога. Она нам расскажет какие типичные ошибки могут допускать учителя при устном опросе.

ПСИХОЛОГ: Одним из самых сложных видов деятельности учени­ков в учебном процессе является устный ответ у доски. Этот вид деятельности может иметь очень отдаленные от­рицательные последствия в становлении Я-концепции, в сотрудничестве с другими людьми.

Какие ошибки часто допускают преподаватели при устном опросе? Вначале называется фа­милия (имя) ученика, а затем формулируется вопрос. У учеников мало времени на сосредоточение.

Следующей грубой ошибкой педагога является неумение предотвратить смех учеников в классе при ошибках отвечаю­щего у доски. Случается, что учитель не только не препят­ствует смеху, но и сам участвует в этом процессе. Если уча­щийся «работал на аудиторию» и смех был для него как ожидаемая реакция, то это одна ситуация. Если же ошибка учащегося была непроизвольной, то смех является как реак­цией унижения, осуждения. Эта ошибка может надолго за­фиксироваться в психике учащегося и, создавая в дальней­шем неуверенность, очень отрицательно влиять на успеш­ность устных ответов и в целом на жизненный тип ребенка.

Учителя мало владеют приемами стимулирования речетворчества учеников: в начале ответа и по ходу ответа исполь­зование внушающих вопросов, приемов активного слушания.

Учителем допускается выполнение во время ответа ка­кой-то деятельности (проверка тетрадей, заполнение жур­нала и т. п.), что сбивает ученика с мысли, так как он не получает подбадривающей обратной связи. При оценивании используется принцип выискивания ошибок. Вместо того чтобы вначале показать ученику его успех и затем показать, над чем стоит поработать (или пути устранения недочетов), учитель акцентирует внима­ние на ошибках.

Одна из ошибок, когда учитель пытается определить самый лучший ответ: «Сегодня у нас лучше всех отвечал Сережа». Это кроме зависти, развития мести у других отвечающих мало что дает.

Итак, устный опрос у доски в основном проверяет уме­ния публично излагать знания, публично мыслить. Это не всегда проверка знаний.

Он не обладает валидностью, точностью и надежнос­тью. В исследованиях выявлено, что разные препода­ватели один и тот же ответ ученика оценивали по-разному. Один и тот же преподаватель выставлял от­
метки в зависимости от своего состояния.

Устный опрос выполняет обучающую функцию примерно на 20%. В среднем пятая часть учеников слу­шает. Остальные ученики в этот момент могут «ви­тать» в других сферах.

Развивающая функция работает для ученика в плане развития речи, мышления. Остальные ученики выпол­няют пассивную роль и поэтому процесс развития пред­ставлен в минимальной степени.

Устный опрос у доски с целью проверки знаний и умений учащихся выполняет свою функцию только по отношению к тем из них, кто может свободно, уверенно выступать пе­ред всем классом. Практика показывает, что далеко не все наши уащиеся к этому готовы. Страх, неуверенность в своих силах приводят к тому, что ученик пугается, не может вспомнить материал, сформулировать правильный ответ. Этому способствует и негативная реакция слушателей (реплики, смех, которые не всегда пресекаются учителем). Последствия такой фор­мы опроса для некоторых учащихся могут быть очень пе­чальными: формируется отрицательная Я-концепция, жиз­ненный стиль неудачника, боязнь публичных выступлений.

Устный опрос у доски не должен быть основным и тем более единственным методом проверки знаний и умений учащихся. Но и отказываться от него не следует, так как он формирует очень важные умения публичного выступ­ления. Некоторые ученики должны пройти предваритель­ные тренинги, которые подготовят их к участию в устном опросе.

Формулируя вопрос преподаватель не должен забывать о том, что в вопросе должны быть определены границы ответа. Нежелательно так формули­ровать вопрос: «Расскажите о том, что мы проходили на прошлом уроке».

Исследования показывают, что на этом этапе отвечаю­щему передается состояние учителя, так как дети в этот момент особенно восприимчивы (на сознательном и бес­сознательном уровнях). От того, насколько положительно настроен учитель, зависит уверенность учащихся, успеш­ность их ответов. Известны случаи, когда учитель своим состоянием (злость, страх, агрессия и т. п.) полностью демореализовывал учеников.

Желательно после вопроса сделать паузу. Если учитель хочет усилить обучающую функцию опроса, то он затяги­вает паузу. В этот момент ученики «прокручивают» информацию в голове, «впитывают», как губка, материал учебника, собираются с силами. Можно на этой фазе дать какие-то рекомендации: «Обратите в ответах внимание на...», «Хорошо бы, чтобы в ответе прозвучало...»

Называется имя ученика: «Очень хочется послушать сегодня Сережу» (если в классе несколько Сереж, то уточ­няется, кого же именно).

Нежелательно менять первую и третью фазы, так как снижается обучающий эффект. Дети могут менее успеш­но излагать материал.

Ответ ученика у доски. Во время ответа учитель дол­жен демонстрировать классу, что он слушает ученика. Некоторые это делают весьма искусно. Они слушают так, как будто получают огромное удовольствие от ответа. Не­желательно делать в это время записи, проверять тетради и т. п. Это сбивает ученика.

Желательно, чтобы стратегия поведения учителя стро­илась исходя из особенностей ученика. Некоторым хочет­ся, чтобы на них смотрели, другим же не нравится про­должительный взгляд учителя. Они теряются в этот мо­мент (чаще это юноши).

Нежелательно акцентировать внимание на состоянии ученика: «Стесняешься. Не стесняйся». Ученик обычно еще больше стесняется, мысли путаются, и ответ получа­ется не совсем удачный.

Если у ученика наблюдается затруднения, он не может начать, то можно помочь ему внушающим вопросом: «Се­режа, ты хочешь сказать, что...». И далее учитель дает какое-то вступление. После этого, вполне возможно, уче­ник начнет излагать материал. Главное - начать. Потом придет уверенность и оптимальное напряжение.

По ходу, если встречаются затруднения, учитель может также использовать внушающие вопросы. Конечно, все это делается в тех случаях, когда ученик имеет какие-то знания по данному вопросу. Если же у учащегося знаний совсем нет, то это сделать весьма затруд­нительно. Хотя в некоторых случаях, когда необходимо провести коррекцию ученика, вселить уверенность, объем вопросов может быть очень большим. Опытные учителя это делают так, что ученику кажется, что это он ответил так хорошо по данной теме.

Желательно у учеников сформировать чувство не бо­яться делать ошибки. Дети должны стараться не делать ошибки, но не бояться их совершать. В такой ситуации их речь будет уверенной, гладкой, понятной, грамотной. Для облегчения процесса речетворчества можно по неко­торым предметам разрешить пользоваться при ответе опор­ными конспектами, исследования показывают, что это очень способствует уверенности детей, развитию их речи.

После ответа учитель оценивает ответ. Эта процедура очень важна, сложна и проблематична. В оценке должны быть показаны успехи ученика и, если необходимо, пути устранения недостатков. Желательно вначале отметить дос­тижения в раскрытии содержания материала, указать на положительные моменты в речи - правильность, четкость произношения, приятный голос и т. п. Если же в ответе есть недостатки, то желательно указать на них так, чтобы не вызвать негативные эмоции. Например: «Сережа, твой ответ был бы еще лучше, если бы было чуть меньше "вот"». Желательно акцентировать внимание не на ошибках, а на путях их устранения. И здесь существуют ограничения: если ученик уже знает свой недостаток и не может сейчас быстро его устранить, то желательно не выделять этот момент.

Можно пожелания ученику высказать не перед всем клас­сом, а в перерыве, в доверительной беседе, с глазу на глаз.

К сожалению, не всегда учителя понимают значимость и серьезность этапа оценки знаний. Это приводит к серьезным последствиям во взаимоотношениях и в деятельно­сти учеников.

^ 3.Методы и формы педагогического контроля.

Устный опрос- это один из методов контроля знаний. Чтобы определить какое место занимает устный опрос в системе педагогического контроля, мы должны вспомнить какие существуют методы и формы контроля.

1.Преподаватели работают в группах. Они схематично изображают классификацию методов и форм контроля на ватмане.

2.Защита плаката.

3. Методист обобщает представленный материал

Педагогический контроль- система проверки результатов обучения и воспитания студентов. Это средство установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами.

Какие функции выполняет педагогический контроль?

Контролирующая функция- позволяет выявить знания, умения, навыки студентов и проводить постоянный мониторинг хода и результате в обучения;

Обучающая функция- в ходе проведения контрольных заданий происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать рабочую деятельность, самостоятельно овладевать знаниями;

Организующая функция- повседневная работа по усвоению и совершенствованию студентами знаний, умений;

Развивающая функция- стимулирует познавательную активность студентов; процесс контроля требует напряжения умственной деятельности, обострения работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого;

Воспитывающая функция- затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует студента, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует активную учебную деятельность;

Методическая функция- позволяет оценить методы преподавания, выбрать оптимальные вар и анты обучающей деятельности, совершенствовать методики преподавания;

Диагностическая (проверочная) функция - результат и оценка учебной деятельности; получение информации об ошибках;

Прогностическая функция - на основе результата в составлении прогноза на будущее.

Контроль должен быть:


  • планомерным систематическим;

  • объективным;

  • всесторонним;

  • индивидуальным;

  • экономичным;

  • педагогически тактичным и осуществляться в спокойной, деловитой обстановке.
(на экране презентация №3)

Контроль может быть предварительным, текущим, периодическим и итоговым.

1. ^ Предварительный контроль (проводится в начале учебного года, позволяет определить исходный уровень знаний, умений). Позволяет использовать базовый уровень знаний и умений как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

^ 2.Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью студентов и корректировка)

3.Периодический (рубежный) контроль (позволяет определить качество изучения материала по разделами темам, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений. Проводится несколько раз в семестр.

Охватывает студентов всей группы и проводится в форме контрольной работы, устного опроса, письменных практических работ,

Зачетов по практической или лабораторной работе.).

^ 4.Итоговый контроль (направлен на проверку конечного результата обучения, выявление степени овладения студентами системы знаний, умений, навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин, осуществляется на зачетах, семестровых экзаменах, государственных экзаменах, защите курсовых и дипломных проектов).

(на экране презентация №4)

Существуют несколько форм контроля:


  • Контрольная работа

  • Собеседование

  • Коллоквиум

  • 3ачет, дифференцированный зачет

  • Семестровые экзамены

  • Защита курсового проекта

  • Государственные экзамены
(на экране презентация №5)

Методы контроля- способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями, навыками)

1. Устный опрос:


  • Фронтальный

  • Индивидуальный

  • Комбинированный
2. Письменный опрос в форме:

  • Контрольной,

  • самостоятельной работы,

  • письменного зачета

  • Диктанта

  • Ответов на вопросы

  • Составления тезисов, планов, таблиц, схем и т.д.

  • Подготовки сообщений, докладов, рефератов
3. Стандартизированный контроль (тест-контроль) в форме

  • составления и решения тестовых заданий

  • Практическая проверка (практический контроль) в форме

  • Решения ситуационных задач

  • Постановки и проведения опытов

  • Разработки графиков, меню

  • Анализа производственной ситуации,

  • Выполнения практической и лабораторной работы,
Проверки умения пользоваться каким-либо инструментом.

5.Самоконтроль и взаимопроверка

В последнее время стали применять такие методы, как самоконтроль и взаимо­проверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, вос­питывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и ис­правлять ошибки. Все это необходимо для фор­мирования навыков самообразования.

^ 4.Формы устного опроса

(на экране презентация №6)

Существует три формы устного опроса: фронтальный, индивидуальный и комбинированный. Работая в группах,сейчас вы должны отнести к каждой форме устного опроса цели и задачи, которые написаны на раздаточном материале.

1.Преподаватели работают в группах.

2. Члены группы дают полный обоснованный ответ по каждой форме устного опроса.

3.Методист обобщает весь материал

(на экране презентация №7)

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторе­нием пройденного, являясь средством для за­крепления знаний и умений, развития речи, па­мяти и мышления учащихся. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого воп­росы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательно­сти, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение уча­щимися домашнего задания, выяснить готов­ность группы к изучению нового материала, оп­ределить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесооб­разно также использовать фронтальный опрос перед проведением лабораторных и практиче­ских работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

(на экране презентация №8)

Индивидуальный опрос -это работа преподавателя с одним учащимся.

Предполагает обстоятельные, связанные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу.

Вопросы для индивидуального опроса долж­ны быть четкими, ясными, конкретными, емки­ми, иметь прикладной характер, охватывать ос­новной, ранее пройденный материал програм­мы. Их содержание должно стимулировать уча­щихся логически мыслить, сравнивать, анали­зировать сущность явлений, доказывать, под­бирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обосно­ванные выводы и этим способствовать объек­тивному выявлению знаний учащихся. Поэто­му они должны иметь преимущественно по­исковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельно­сти. Этому требованию отвечают вопросы:


  • на установление последовательности дейст­вия, процесса, способа;

  • на сравнение;

  • на объяснение причины;

  • на выявление основных характерных черт, признаков или качеств

  • предметов, явлений;

  • на установление значения того или иного яв­ления, процесса;

  • на обоснование.
Примеры формулировки вопросов:

  • на установление последовательности действий, процесса, способа («Что произойдет...», «Как изменится...»);

  • на сравнение («В чем сходство и различия...»,«Чем отличается...»);

  • на объяснение причины («Почему...»,« Для чего...»);

  • на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений («Укажите важные свойства...», «В каких случаях... », «Какие условия необходимы...»);

  • на установление значения того или иного явления, процесса
    («Какое значение имеет...», «Какое влияние оказывает»)1

  • на обоснование («Чем объяснить...», «Как обосновать...»)

Индивидуальный опрос позволяет


  • Развить речь

  • Развить память

  • Развить мышление студентов

  • Расширить кругозор

  • Проверить умений учащихся публично излагать материал.

  • Проверить умение работать с литературой

  • Проверить уровень усвоения практических навыков

Важное значение имеет умение преподава­теля управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за его деятельностью, корректировать ее. Заключи­тельная часть устного опроса - подробный ана­лиз ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недо­статки ответов, делает вывод о том, как изучен Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех уча­щихся. Поэтому опытные преподаватели в це­лях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплот­ненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карто­чкам, с самостоятельной работой. Это позволя­ет проконтролировать работу большего количе­ства учащихся при тех же затратах времени. Такой контроль называется комбинированным.

(на экране презентация №9)

При применении устного опроса возникают некоторые сложности. Ученик отвечает у доски, а в это время слуша­ют примерно 20%, остальные занимаются своими делами.

Иногда для решения проблемы слушания учителя сообща­ют классу, что каждый должен подготовиться к рецензии ответа. Однако это может привести к еще большей неуверен­ности отвечающих. Ученики с огромным нежеланием идут к доске, особенно в тех случаях, когда в рецензиях преоблада­ют негативные оценки. Этот прием можно использовать, но с большой осторожностью. Желательно, чтобы в оценках от­ветов своих сверстников ученики находили только положи­тельные, удачные моменты. Только в той ситуации, когда в классе теплый психологический климат, доминируют пози­тивные оценки, можно осторожно переходить к рецензии, в которой будут отмечаться и некоторые упущения.

Очень сильным стимулом слушать и слышать для уча­щихся является контроль их знаний по данному вопросу после устного ответа у доски. Например, когда учащимся сообщается, что после устного ответа у доски все будут ра­ботать с тестом либо воспроизводить письменно структуру, опорные сигналы и т. п., ученики в классе с огромным вниманием слушают ответы. В таких ситуациях ответы у доски должны быть качественными. Есть и другие приемы стимулирования учащихся слушать отвечающего.

^ Преподаватели работают в группах, на листочках записывают приемы и методы, которые помогают концентрировать внимание студентов при устном опросе.

Соревнование между группами « Какая команда больше назовет приемов и методов».(группы по очереди называют по одному приему и методу, результаты фиксируются на доске)

Методист обобщает материал

(на экране презентация №10)

Приемы и методы, способствующие выслушиванию ответов товарища


  • Составление плана ответа товарища.

  • Оценка (анализ) ответа (глубин а, полнота, последовательность, самостоятельность, форма).

  • Составление рецензии ответа по плану:

  • полнота ответа,

  • правильность,

  • выявить ошибки,

  • недочеты,

  • последовательность, логика изложения.

  • Составление своего плана ответа.

  • Запись замечаний по ходу ответа.

  • Задавание вопросов студенту, отвечающему у доски, если он испытывает затруднения, в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание
    полученного задания.

  • Приведение примеров по тому или иному положению ответа.

^ 5.Методика устного опроса.

Для активизации мыслительной деятельности студентов целесообразно разнообразить формы проведения устного опроса

(на экране презентация № 11)

Формы опроса всегда должны быть направлены не на поиск пробелов и недостатков, а на поиск достоинств, знаний и умений.

Главная задача в ходе опроса - поддержать, помочь, научить, заинтересовать.

Существует множество методик проведения устного опроса. На экране их несколько.

(на экране презентация №12)

(каждой группе предлагается обсудить две предложенные методики устного опроса, провести анализ и определить отрицательные и положительные моменты)

Современное учебное занятие в профессиональном образовательном учреждении – это урок, дающий высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование – это собственно и есть развитие человека. Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность учащихся, где присутствует их учебная деятельность, где функция преподавателя не сводится к информационно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения подопечных, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества.

(после окончания занятия в школе педагогического мастерства, каждый педагог-участник получает методические подсказки

Опрос различных общественных слоев населения дает возможность составлять прогнозы в разных областях деятельности человека. Ответы респондентов рассматриваются как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах.

Носитель информации при анкетировании имеет возможность дать на них письменный ответ без экспериментатора, в то время как опрос представляет собой акт непосредственного общения. При этом достаточно большую роль играют не только умело и четко поставленные вопросы, но и межличностные отношения, устанавливаемые в процессе беседы.

Исследователь, после формулировки исходной гипотезы, определяет те факторы, которые собирается изучить и, исходя из целей и задач, обдумывает систему вопросов. При этом первоначальные сведения о респонденте – возраст, уровень образования – являются важными.

По виду методы опроса бывают стандартизированные и не стандартизированные:

  • Стандартизированные опросы рассматриваются как строгие опросы. Они дают общее представление об исследуемой проблеме;
  • Не стандартизированные опросы в сравнении с первыми, менее строгие, без жестких рамок и позволяют, в зависимости от реакции респондентов на вопросы, варьировать поведение исследователя.

При составлении вопросов существуют определенные правила:

  1. Вопросы должны быть логичными и отдельными;
  2. Специальная, специфичная терминология не должна употребляться;
  3. Каждый вопрос должен быть краток;
  4. Каждый вопрос должен быть конкретен;
  5. Вопросы не должны содержать подсказку;
  6. Предотвращение в формулировке вопроса возможности получения шаблонных ответов;
  7. Язык вопроса не должен вызывать отторжение, например, не быть слишком экспрессивным;
  8. Вопросы внушающего характера недопустимы.

В опрос могут быть включены вопросы как закрытые, так и открытые, что будет зависеть от характера исследования. В закрытых вопросах предоставляется выбор ответа из нескольких пунктов, а на открытые вопросы респондент должен дать распространенный ответ. В первом случае недостатком будет вероятность невнимательного и необдуманного ответа, т.н. «автоматизм» в заполнении. Следствием является в этом случае искажение результатов тестирования.

Открытые вопросы, когда ответы даются в свободной форме, дают более точные результаты, но усложняют их обработку.

Существуют разные методы опроса, среди них:

  • Анкетирование;
  • Личностные тесты;
  • Метод лестницы;
  • Метод интервью.

Данные методы дают возможность быстро разобраться в интересующей проблеме и использовать в дальнейшем эти знания.

Критерии классификации опросов

Существуют определенные критерии, по которым все опросы можно классифицировать:

  • По способу получения информации, её интерпретации. По этому критерию существует:
  1. Анкетный опрос, который в виде анкеты вручается респонденту для заполнения;
  2. Социологическое интервью. Это наиболее гибкая форма работы с респондентом. В основании лежит очная или заочная (по телефону) беседа с респондентом по заданной проблеме;
  3. Экспертный опрос. В данном случае в качестве респондентов выступают эксперты.
  • По степени охвата генеральной совокупности:
    1. Сплошные опросы, охватывающие всю генеральную совокупность;
    2. Выборочные опросы. В данной ситуации опросом охватывается часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки.
  • По процедуре проведения выделяются:
    1. Индивидуальные опросы, они всегда проходят один на один в индивидуально-личностной форме;
    2. Групповые опросы, как правило, проходят с несколькими респондентами, иногда с целой группой.
  • По форме проведения опросы бывают:
    1. Устные;
    2. Письменные.
  • По способу коммуникации респондента и социолога:
    1. Контактные опросы, основанные непосредственно на личном контакте в процессе проведения опроса;
    2. Бесконтактные опросы.
  • По частоте проведения опросов:
    1. Разовые опросы населения по какой-либо проблеме;
    2. Повторные опросы.

    Основные методы опроса

    Известно, что опрос может проводиться в различной форме – анкетирование , интервью, беседа , социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Подробнее рассмотрим метод экспертного опроса.

    Метод экспертного опроса

    Под методом экспертного опроса понимается совокупность различных методов, приемов, техник, процедур. Выделяются следующие процедуры:

    • Обычный опрос, который предполагает проведение разового анонимного опроса. Это наиболее легкий опрос, как в организационном, так и экономическом отношении;
    • Многоступенчатый опрос. Задача экспертов здесь уже усложняется, потому что многоступенчатость вводится для того, чтобы на каждом последующем этапе эксперты решали более сложные задачи. Организовать многоступенчатый опрос можно по-разному, от общих вопросов к более конкретным вопросам или наоборот. В конце эксперты делают обобщения, используя метод «пирамиды».
    • Основным методом опроса в силу специфики экспертной аудитории, становится анкета, заполняемая экспертом, а не интервью. В анкете чаще используют открытые вопросы, позволяющие установить творческий потенциал эксперта и высказать оригинальную точку зрения;

    • Заочный и очный экспертный опрос. К заочному опросу относят письменный опрос, анкетирование, метод независимых характеристик, дельфийскую технику. Опрос связан с организационными трудностями, которые проявляются в низком уровне возврата анкет. Очным опросом является интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака»;
    • Формализованный опрос экспертов. Это обычное анкетирование по вопросам, сформулированным как в открытой, так и в закрытой форме. От письменного сбора мнений его отличают цели, задачи и содержание. Анализ данных обычно статистический;
    • Метод независимых характеристик. Он дает обобщенную оценку одного явления, а информация о нем поступает из разных источников. На начальном этапе разные мнения сравниваются и сопоставляются. На втором этапе, с помощью математико-статистических процедур, происходит их обработка и сопоставление. Достоверные выводы формулируются на заключительном третьем этапе;
    • «Дельфийская техника». Это самая распространенная процедура проведения экспертного опроса. Опрос экспертов происходит в несколько туров, обработка результатов каждого тура, информирование о результатах и повторение такой же процедуры:
    1. Первый тур – ответы без аргументации. Выделение крайних и средних суждений после обработки и сообщение экспертам;
    2. Повторное обращение к оценкам опрашиваемых экспертов, чтобы пересмотреть свои взгляды и суждения, т.к. у них было время на размышление. После этого тура новые оценки тоже обрабатываются, крайние и средние мнения обобщаются, итоги снова докладываются экспертам. Такое повторение идет 3-4 раза. Как показала практика, после четвертого тура мнение экспертов уже не меняется. В результате вырабатывается согласованная оценка.

    Общую оценку методом «Дельфы» выводит не математика и статистика, а сами люди;

  • Метод «мозговой атаки» – наиболее известный метод коллективного принятия творческих решений. Метод представляет собой неструктурированный, свободный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы. Разработан и описан он был в 1938 г. американским психологом А.Ф. Осборном.
  • Система

    Устного опроса

    Проверка

    Качества знаний

    на уроках истории

    Обществознания

    Методы контроля знаний
































    Разгадайте кроссворд;

    Оценивание

    «Отлично»

    «Хорошо»

    «Удовлетворительно»

    «Неудовлетворительно»

    Предварительный просмотр:

    Система

    Устного опроса

    Проверка

    Качества знаний

    на уроках истории

    Обществознания

    Методы контроля знаний

    Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.
    В средних специальных учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль.
    Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля.
    Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов контроля способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
    Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний студентов.
    Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
    Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы.
    Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности.
    Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов.
    Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, студентам предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища.
    Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов учащихся.
    Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования рабочего времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой.
    Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, и др.), деловые игры.

    Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль, знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам.
    Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдастся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
    В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов студентов на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.
    При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.
    При безмашинном контроле ответы студентов на вопросы задании тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений - шаблонов.
    Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов знакомство с учебным материалом и его воспроизведение, поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

    Назначение контроля и предъявляемые к нему требования

    Контроль знаний и умений студентов - один из важнейших элементов учебного процесса.

    Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную,обучающую,развивающую, воспитательную и методические функции, наиболее важная и специфическая - проверочная функция.
    Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция - другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности.
    Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.
    Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Контроль дисциплинирует ученика, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней.
    Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
    Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть: планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения.
    - Объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающими субъективные оценочные суждения;
    - всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и специальных умений и навыков.
    - педагогически тактичным, осуществляться в спокойной деловой обстановке.

    Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.

    При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.
    Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
    Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.
    Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы.

    С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии.
    Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.
    Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа (“Что произойдет…”, “Как изменится…”); на сравнение (“ В чем сходство и различие…” , “Чем отличается…”); на объяснение причины (“Почему…”, “Для чего…”); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов явлений (“Укажите важные свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие условия необходимы…”); на установление знания того или иного явления, процесса (“Какое значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем объяснить…”, “Как обосновать…”).
    Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.
    Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.
    Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся.
    Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося.
    Для того чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявить ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.
    Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.
    Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров потому или иному положению ответа.
    Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.
    Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не подсказывая ему правильного ответа.
    Длительность устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных особенностей учащихся.
    В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать учащихся использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и заводское оборудование.

    Для углубления и расширения знаний учащихся, можно дать индивидуальные задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.
    Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся.
    Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
    Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большого количества учащихся. Так, пока одни работают у доски, другие выполняют работу по карточкам.

    В процессе проверки знаний по истории и обществознания я использую различные виды опроса: фронтальный, групповой, индивидуальный. На каждом уроке проводится сразу несколько видов опроса: работа по карточкам, фронтальные ответы, работа с тестовыми заданиями. Это позволяет как можно больше опросить учащихся и меньше затратить времени.

    Опрос на повторительно–обобщающих уроках несколько отличается от опроса на каждом уроке. Необходимо повторить большой объём материала. В основном все повторительно-обобщающие уроки строятся по одному плану с небольшими отличиями. В процессе опроса выделяются такие виды заданий:

    Соотнесите даты и события;

    Решите исторические задачи;

    Разгадайте кроссворд;

    Напишите исторический диктант;

    Выполните работу по карточкам;

    Определите, из какого документа взяты эти строки, определите автора этого документа;

    Письменно ответьте на вопрос.

    В процессе проведения опроса необходимо правильно оценивать ответы детей и научить ребят оценивать ответы своих товарищей.

    Оценивание - метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку (3), процесс выставления оценки (4).Оценка знаний и умений - это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания в освоении дисциплины (5). Оценочная активность осуществляется на основе эталона или эталонов, которые выполняют функции критериев определения правильности или неправильности хода отдельных звеньев деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата (6).

    Критерии оценки знаний – это требования (признаки), на которые следует ориентироваться при оценке знаний (7).

    Критериями могут выступать качественные характеристики знания. К объективным качествам (отражающим содержание обучения и не зависящим от субъекта) относятся полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, систематичность, системность, развернутость, свернутость; к субъективным (составляющим характеристику личности) - осознанность, гибкость и прочность. Выделенные качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свернутом виде другие качества (8). Важными качествами знаний выступают полнота, глубина, осознанность.

    Признаками сформированности умений являются гибкость (способность рационально действовать в различных ситуациях), стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи) и прочность (сохранение умения при его продолжительном не использовании; максимальная приближенность в выполнении к реальным условиям и задачам) (9).

    Так как основным видом проверки знаний и умений студентов по дисциплине «Теория и методика обучения истории» является устный опрос в форме зачетов и экзаменов, то критериями устного ответа будут выступать следующие качества знаний:

    Полнота - количество знаний об изучаемом объекте, входящих в программу;

    Глубина - совокупность осознанных знаний об объекте;

    Конкретность - умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний (доказать на примерах основные положения);

    Системность - представление знаний об объекте в системе, с выделением структурных ее элементов, расположенных в логической последовательности;

    Развернутость - способность развернуть знания в ряд последовательных шагов;

    Осознанность - понимание связей между знаниями, умение выделить существенные и несущественные связи, познание способов и принципов получения знаний.

    Кроме того, следует добавить, что немаловажно для будущего учителя истории излагать свои мысли литературным грамотным языком.

    Ответ студента по вопросу дисциплины «Теория и методика обучения истории» оценивается по четырехбальной системе:

    «Отлично» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами, персоналиями и др.); в ответе отслеживается четкая структура, выстроенная в логической последовательности; ответ изложен литературным грамотным языком; на возникшие вопросы преподавателя студент давал четкие, конкретные ответы, показывая умение выделять существенные и несущественные моменты материала.

    «Хорошо» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат и др.

    «Удовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; в ответе не присутствуют доказательные выводы; сформированность умений показана слабо, речь неграмотная.

    «Неудовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (фактах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана, речь неграмотная.

    Предложенные критерии оценки знаний и умений студентов исторического факультета по дисциплине «Теория и методика обучения истории» дают возможность преподавателю в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника-специалиста оценить ответ обучающихся по одной из базовых дисциплин.


    Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

    При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также "поурочный балл".

    Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

    Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько "уплотняя", т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

    Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин. дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

    Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся, так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.