Эссе учителя — логопеда Шадриной Елены Олеговны "500 строк о себе". Моя педагогическая философия Эссе для логопеда в доу

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения.

Таков этот великий народный педагог – родное слово.»
К.Д. Ушинский

С детства профессия учителя-логопеда привлекала меня. Еще в детском саду я с любопытством и интересом наблюдала как занимается с детишками наш логопед, как они учатся красиво говорить, играть. И я тоже захотела стать логопедом.

К этой профессии я шла целенаправленно, и по окончании школы поступила в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет по специальности «логопедия», который закончила в 2008 году. И сразу же устроилась в детский сад, в котором и по сей день работаю.

Учитель-логопед – это призвание, внутреннее состояние души, желание помочь и научить. Настоящий логопед строит будущее ребенка, развивая и совершенствуя не только речь, но и внутреннее «Я» малыша, его индивидуальность.

Речь – коммуникативный навык, без которого полноценное общение невозможно, и, если с малых лет ребенок чувствует непонимание со стороны окружающих, и не в состоянии четко выразить свои мысли, это может привести к психологическим травмам и проблемам в школе. Безусловно, нарушение речи может быть следствием психологических проблем, но это не мешает «букету цвести и дальше». Избежать формирования искаженного восприятия, понять, как повлиять на маленького человечка, принести только пользу, научить трудным звукам, оправдать надежды – вот каждодневные задачи.

Все дети требуют индивидуального подхода, одного ребенка надо научить «свистеть», другого «шипеть». К каждому применимы свои методы и приемы – выбирать следует с особым тщанием. Подбор материала – половина дела, важный аспект – установка эмоционального контакта с малышом, расположение его к себе, создание дружелюбной атмосферы. Положительные эмоции помогают сохранить в памяти информацию на долгие годы.

Ребенок умеет радоваться своим победам так, как не каждому взрослому дано. Если у малыша получилось долгожданное «рычание» — он горд за себя, счастлив. И самой на душе становится хорошо, заражаешься детской искренностью чувств, принимаешь победу, как свою. Помимо того, что учитель-логопед обучает изящной и правильной речи, он развивает терпеливое отношение к делу, выдержку. Разговоры о том, что все приходит с опытом – неотъемлемая часть занятий. Вот так: подбадривая, повторяя, радуясь вместе с ребенком, прививаю навыки красноречия, умение вести монолог и диалог. Четкое произношение и ладная речь станут помощниками ребенка не только в школе, но и в будущем принесут профессиональный успех.

За простыми словами кроется недюжинный труд. Бесценный опыт и профессиональные знания собирается по крупицам: вычитывается огромное количество литературы, изучаются достижения в логопедии и близких к ней науках, проводятся открытые занятия, берутся на вооружение советы других специалистов, постоянно посещаются разнообразные курсы по повышению квалификации, в работу внедряются новые идеи. Занятие формируется так, чтобы каждая минута развивала ту или иную психическую функцию ребенка.

Но и этого мало. Учитель-логопед должен быть не просто кладезем ценной информации, нужно умение преподнести информацию так, чтобы она была усвоена. Для этого играются разные роли, увлекающие ребенка. Чтобы малышу захотелось красиво говорить, нужно произнести фразу подобно настоящему актеру, устроив маленькое шоу, в котором участвовать приятно и интересно. Одну фразу сказав с выражением, другую надо пропеть.

Как логопед, я стараюсь сочетать в себе знания, доброжелательность, этикет и культуру отношений, трудолюбие и терпение, а самое важное умение проявлять доброту и ласку. Улыбка – мощное оружие на пути к достижению цели. А слово, сдобренное улыбкой, красивое, вдохновляющее, убеждающее слово станет проводником ребенка в мир легкого общения, непринужденной беседы, возможности передавать свои мысли. Общение с педагогом оставляет в душе человека след на всю жизнь, задача каждого педагога – сделать этот след светлым и добрым.

Учитель-логопед – прекрасная профессия, которая приносит радость в виде бесценных результатов: речевого, психологического и интеллектуального развития ребенка. Прикасаясь к судьбам детей, влияя на их будущее, радуясь успехам моих воспитанников – я счастлива, что выбрала именно этот путь.

Гильфанутдинова Эльвира Рустэмовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 126 «Детский сад №126
комбинированного вида с татарским
языком воспитания и обучения»
города Казани

«В этом мире богатым нас делает

Не то, что мы получаем,

А то, что мы отдаём»

Бигер Генри Уорд.

Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным и полезным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое.

Здесь каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и развитии. Работать с детьми очень интересно. В этой стране живут только самые – самые стойкие, терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, инициативные, творчески активные и удивительные люди.

«Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Эти слова, как нельзя лучше открывают суть моей профессии. Мною постоянно движет желание помочь каждому ребёнку. Для меня моя профессия не только работа, это пространство моей самореализации. Приходя на работу, да и просто общаясь с детьми, я открываю им свое сердце, обсуждаю с ними волнующие их темы, искренне отвечаю на их вопросы. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», утверждал И. Кант. И я разделяю его точку зрения. «Кто никогда не был ребёнком, никогда не будет взрослым» (Ч. Чаплин) – у меня есть возможность «снова быть ребенком», но при этом оставаться взрослым. Как помочь ребенку найти своё место в жизни? Самые эффективные технологии дошкольного образования, социализация ребенка дошкольника основываются на уникальных возможностях игры. Я руководствуюсь в своей деятельности идеей М. Монтессори о том, что ребенок легко учится тогда, когда не замечает того, что его учат.

Моя работа не ограничивается только работой с детьми, я включаю в коррекционный процесс и родителей, выступаю в роли партнера, наставника, консультанта, помощника в нашем совместном труде. Активное участие родителей в коррекционно- развивающем образовательном процессе, позволяет значительно повысить эффективность работы и создать единое пространство речевого развития. Приятно побеседовать с родителями, желающими получить от тебя практические советы для совместной деятельности с детьми в домашних условиях, что несомненно поможет их деткам преодолеть те или иные трудности в речевом развитии. Радует, когда результаты работы вижу не только я, но и родители.

Создавая условия для коррекции речевых нарушений у детей, стараюсь сделать окружающую обстановку привлекательной и комфортной, где каждый предмет несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно сказку, тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать ребенка. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В.А. Сухомлинский) Ребенок и сам принимает участие в создании благоприятной обстановки, принося любимые игрушки, игрушки- самоделки, отпечатки своих «Весёлых ладошек», рисунки выполненные им самим или вместе с мамой и папой. И тогда окружающая обстановка становится ребенку близкой и дорогой, поскольку рядом с ним частичка его дома. Наши занятия начинаются с взаимного приветствия, улыбки, ласкового слова и очень приятно видеть в ответ улыбки детей и широко распахнутые глаза в ожидании чего-то нового и интересного. По меткому выражению В. Солоухина – «душа зябнет и каменеет без улыбки». Чтобы быть интересной детям, я готовлюсь к каждому занятию, продумываю игровые приёмы, сюжеты, подбираю дидактический материал, использую интернет ресурсы.

Быть «на одной волне» с ребенком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационные технологии. Специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры» компьютерные игры: «Учимся говорить правильно»…. От интереса ребенка протягиваю «ниточку» к его способностям. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребенка и меня, способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. На каждом занятии стараюсь соблюдать доброжелательную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно. Стараюсь помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, что все трудности мы с ним преодолеем. Ведь в руках логопеда самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы.

Учитель – логопед – это педагог, в котором могут сочетаться артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог. Можно продолжать и продолжать. Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действо, в котором начинают слышать и понимать слово, подтверждая мысль Я. Корчака о том, что дети – «артисты, фантазёры и поэты, и исследователи и художники». Отождествляя речь и музыку, ещё Аристотель писал: «Приятная для слуха речь – своего рода музыка». Дизайнер – оттого, что логопед создает удобства, красоту, что располагает к общению с ребенком.

Личность учителя-логопеда играет большую роль в коррекционной работе. Когда много отдаешь детям многое и получаешь от них. Дети, занимаясь, радуются общению со мной, радуются своим успехам и достижениям, делятся со мной различной информацией, с желанием идут на занятия и с удовольствием играют во все предложенные игры. Значит для каждого ребёнка, я не просто источник информации, но и создатель положительного эмоционального настроя.

Мастерство учителя-логопеда – не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, не редко черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Что будет завтра? Завтра будет новый день, где на меня опять будут смотреть глаза моих «дошколят». А я буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство.

На сегодняшний день моя профессия очень востребована. Учитель-логопед – гуманная профессия, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии.

Осознание того, что дети пришли ко мне с речевыми дефектами, а ушли с грамотной и красивой речью, приобрели новые знания, умения, коммуникативные навыки, которые им помогут в жизни и при обучении в школе, наполняет моё сердце радостью, гордостью за себя, за свой детский сад, за то, что я не зря выбрала свой профессиональный путь. Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время.

Моя профессия очень интересная, каждый день вместе с детьми я испытываю чувство радости, сострадания, другие важные эмоции. Я ощущаю себя полезной. Приносить пользу – это огромное счастье!

«Что самое главное в моей жизни?

Без раздумий отвечаю – любовь к детям».

В.А. Сухомлинский.

Жанна Панарина
Эссе учителя-логопеда «Моя педагогическая философия»

МКДОУ ХМР «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»

ЭССЕ

Учителя- логопеда

Панариной Жанны Викторовны

«Моя педагогическая философия »

«Что самое главное в моей жизни?

Без раздумий отвечаю –

Любовь к детям»

В. А. Сухомлинский

Раздумья на тему «Я – учитель-логопед » - это повод взглянуть на свою профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность для себя, значимость для других людей. В моём случае – профессия выбрала меня. От воспитателя до учителя- логопеда . Учить ребёнка правильной , красивой речи, учить весело и увлечённо , дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен - вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога .

Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний.

За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь : «Я на своём месте» .Все мои знания, весь мой опыт, все мои душевные силы для них. Каждый раз, ощущая невероятное чувство радости за успехи детей, убеждаюсь в том, что профессия выбрана важная, нужная, необходимая!

Я люблю свою работу. Она даёт мне возможность помочь детям научиться правильно , произносить звуки родной речи. Ежедневно, соприкасаясь с миром детства, совершаю вклад в завтрашний день детей. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и в жизни вцелом, ведь красивая, чистая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Учитель -логопед непременно должен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особенное. Наверное, поэтому мои воспитанники радуют успехами, занимаются с интересом. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям познавать и открывать новое.

Логопедическая работа в детском саду предполагает единство теории, игры, театра и психологии. Конечно, требуется немалого терпения, упорства, искренней увлеченности, огромной самоотдачи, сострадания и любви к каждому ребенку, чтобы услышать результат.

Каждый день мои маленькие друзья садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно . Неуверенность в себе, закомплексованность заставляют детей замыкаться. Как страшно ребёнку : «А вдруг у меня ничего не получится Здесь на первом плане : помочь, приласкать, посочувствовать. Логопедическое занятие – этот не только школа обучения и воспитания ребенка, но и добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога , вселяющего в них уверенность в том, что всё получится . Учитель -логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно.

Создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу. На каждом занятии стараюсь соблюдать доброжелательную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно. Для этого есть специально оборудованный кабинет, больше похожий на комнату, в которой нет места строгому стилю. В ней всё: обои, шторы, игрушки, мебель проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира,где ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым.

Радость сотрудничества с родителями, создание атмосферы взаимопонимания единомышленников, эмоциональная сопричастность друг другу – всё это необходимо для благоприятного развития личности ребёнка. Логопедические занятия для мам и пап не менее важны, чем для детей. Являясь активными участниками, они «подзаряжаются» энергией, черпают знания о том, как нужно эмоционально общаться с ребенком. Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь принципом : «Родитель - не гость, а полноправный член команды детского сада» .

Думаю, многие согласятся со мной, что самое главное в педагогической деятельности – личность педагога , его человеческие качества, потому что чёрствый, грубый педагог не сможет добиться хороших результатов. И, наоборот, добрый и внимательный воспитывает одним своим присутствием.

Активный поиск путей решения творческих задач : постоянный процесс совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы, поиск новых, вариативных форм организации логопедического сопровождения дошкольников. Эти аспекты современного дошкольного образования есть и в моей деятельности.

Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомлённости, об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от творческой активности и инициативы. Оптимизм, терпение и целеустремлённость – этикачества помогают мне в совершенствовании профессии «учитель-логопед » .

Моя работа позволяет ощущать себя волшебником – дарить детям и их родителям, своего рода «выздоровление» . И каждый педагог меня поймёт : мы живем в своих воспитанниках. Логопед должен любить свою работу. Я считаю, это главное и основное условие для успешной деятельности. По-моему мнению, в руках логопеда самая дорогая ценность – дети, их развитие и перспективы. Для ребёнка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадет. Логопед расширяет ему возможности общения, он является своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Моя работа по преодолению речевых нарушений вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения, как в среде сверстников, так и со взрослыми, ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. В общении с детьми стараюсь быть открытой, умею поставить себя на место ребёнка, понять его внутреннее состояние.

В основе моей педагогической деятельности лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. Да. все они разные, каждый из них неповторим, у каждого из них своя палитра настроений и эмоций. Основными составляющими моей педагогической философии являются вера в ребёнка, принятие и понятие его удивительной души, его поступков, его ожиданий, а так же удовлетворение одной из самых главных его потребностей - потребности в любви и одобрении. Я искренне верю, если в общении с ребёнком мы полны любви, понимания и уважения, то он так же, подражая нам, возьмёт это лучшее и пронесёт дальше. Я не считаю количество детей, которым помогла, но поверьте, приятно слышать от детей : «Жанна Викторовна! Возьмите меня на занятие!» Их радостное приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз своих учеников. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд. Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей.

Видя результат работы, эмоции детей, я поняла, что учитель -логопед - профессия самая лучшая для меня и любимая!

Это мой выбор! Это мой путь!


«Мое призвание - учитель – логопед»

Если вы удачно выберете труд и вложите в

Него свою душу, то счастье само отыщет вас.

А счастливого воспитателя сразу видно в среде

Детей, он понимает их потребности, налаживает

Контакты с родителями.

К.Д. Ушинский

Каждый человек счастлив по – своему. Для меня счастье – иметь любимую работу и дружную, крепкую семью. И я счастлива, имея самые важные для меня жизненные богатства.

Я - учитель-логопед – это мое призвание, внутреннее состояние души, желание помочь и научить. Настоящий логопед строит будущее ребенка, развивая и совершенствуя не только речь, но и внутреннее «Я» малыша, его индивидуальность.

Мой выбор профессии был не случайным. Свой педагогический путь я начала с профессии воспитателя. Моя мечта работать в детском саду осуществилась после окончания Тюменского педагогического колледжа, который стал для меня крепким фундаментом в профессиональной деятельности.

В моих руках оказалось самое дорогое – дети, такие разные и непохожие друг на друга. К каждому из них нужно было подобрать свой «ключик», суметь увлечь, заинтересовать, завоевать доверие и любовь. Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца и души, свои знания, я стала замечать, что все больше детей имеют отклонения в речевом развитии. Я видела, как речевые дефекты отрицательно влияют на развитие ребенка, на его общение со сверстниками и взрослыми, на дальнейшее обучение в школе. Появилось большое желание помочь этим детям. Тогда - то я и решила продолжить обучение в Тюменском государственном университете по квалификации учитель – логопед…

И вот сейчас, отдавая детям частичку своего сердца и души, свои знания, понимаю, что я - счастливый человек. Я состоялась в профессии. Я – Логопед!

Самое главное в педагогической деятельности – личность учителя, его человеческие качества. Добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога, вселяют у ребенка уверенность в том, что всё получится. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребенка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов.

Оптимизм, терпение и целеустремлённость – эти три качества помогают мне в познании профессии «Учитель-логопед». Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Испытываю большую радость, когда слышу красивую и грамотную речь своих выпускников, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.

Мое педагогическое кредо хочу выразить выражениями, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:

- Постоянное самосовершенствование. Развиваемся мы – развиваются наши дети.

Чтобы сделать детей счастливыми, надо сделать их здоровыми.

В своем высказывании философ Д. Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового».

Конечно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от ступенек развития самого педагога, от творческой активности и инициативы. Поэтому, чтобы быть компетентной в своей профессии, постоянно прохожу курсовую переподготовку, работаю над самообразованием, повышаю свой профессиональный уровень, совершенствую свои умения и знания, передаю их детям, родителям и педагогам.

Учитывая слова Л. Фейербаха: «Где нет простора для проявления способности, там нет способности», постоянно работаю над развивающей средой логопедического кабинета, стараюсь «превратить» его в яркий сказочный мир, где в каждом уголке регулярно воплощаются интересные, познавательные, яркие учебные, игровые и авторские пособия, сюрпризные моменты, игровые и развивающие стенды. Они помогают мне вызвать у ребенка яркие эмоции и создать ситуацию успеха на занятии.

Делая его уютным, ярким, насыщенным, самое большое внимание уделяю здоровьесберегающим образовательным технологиям, которые наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на детей.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно - коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Они помогают мне на разных этапах коррекционно - речевой работы и являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Для реализации этой цели в кабинете имеется большое количество дидактических, развивающих игр, пособий, картотек артикуляционных, пальчиковых гимнастик, игр на развитие правильного дыхания, общей моторики. Использую как традиционные, так и не традиционные методы и приемы.

Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. Видя результат своей работы, эмоции детей, я поняла, что учитель-логопед - профессия самая лучшая для меня и любимая!

Осознание того, что дети пришли ко мне с речевыми дефектами, а ушли с грамотной и красивой речью, приобрели новые знания, умения, коммуникативные навыки, наполняет моё сердце радостью, гордостью за то, что я не зря выбрала свой профессиональный путь. Я ощущаю себя полезной. Приносить пользу – это огромное счастье!


Эссе «Педагог в современном мире!»

Бредихина Наталья Сергеевна

Учитель - дефектолог - логопед

КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР» г. Шахтинск

Я - логопед. И для меня это звучит гордо!

Наверное, как и большинство маленьких девочек в детстве я любила лечить и учить. Ещё в детском саду, смотря на свою мамочку, которая была моим воспитателем, я очень хотела быть «как она», работать с детьми. Ходила с бабушкой в школу и смотрела, наблюдала за ней, как она учила детей и давала им знания по русскому языку и литературе. Именно они стали примером, образцом для подражания и помогли определить мне мой дальнейший путь. У каждого человека есть определенная «миссия» в этом мире. Моя «миссия» - быть учителем. Я педагог в третьем поколении. Меня, тоже когда-то учили, именно любовь к детям, мне привили моя бабушка и мама. Сотни раз я слышала одну и ту же фразу: «Мало выучиться на учителя, нужно любить детей! Без любви не будет хороших результатов. На работу нужно, идти с желанием, как будто идешь на праздник…». Когда-то для меня эти фразы были далеки, и я не понимала ее. Как можно всю себя посвятить детям? А как же семья, дом? Мама и бабушка успевали всё. Теперь, когда прошло двадцать лет, я поняла весь смысл сказанного.

В 1990 году я поступила в Карагандинский педагогический институт, по специальности олигофренопедагог, логопед. В процессе обучения я всё больше и больше осознавала, что сделала правильный выбор. В настоящее время я работаю в КГУ «Общеобразовательная средняя школа-интернат для детей с особыми возможностями в развитии». Здесь своя специфика работы. Дети с разными диагнозами, а некоторые со сложными судьбами. Порой бывает нелегко, коррекционная работа идет очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними учусь я сама - выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости, доброте, толерантности. Я всегда много отдаю детям, но и много получаю от них. Хорошо зная возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, я умею поставить себя на его место, понять его внутреннее состояние. Это помогает мне готовиться к занятиям и проводить их. При возникновении различных ситуаций на занятиях, я корректирую ход занятия непосредственно во время проведения. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Терпение и оптимизм - две важнейшие составляющие в работе с особыми детьми. Желаемый результат будет не скоро, но по крупицам изо дня в день мы к нему идем. И как приятно видеть результат ежедневной, кропотливой работы. Когда что-то получается, ребёнок «зарычал», «зашипел» или научился произносить сложное слово, этот маленький человечек счастлив и горд за себя, рад своей маленькой победе. Вот из таких маленьких побед и состоит моя работа, работа учителя-логопеда.

Современное общество требует от учителя проявления активной жизненной и профессиональной позиции. В качестве главного показателя профессионального мастерства, я считаю это умение понять причину того явления, с которым столкнулся педагог. Это предполагает проведение качественного анализа ситуации. Таким образом, за профессиональным мастерством скрадывается умение работать с конкретным ребенком. А так же умение подойти к любой ситуации не стандартно. Профессиональная репутация педагога коррекционно-развивающего обучения во многом зависит от его активности в достижении максимально возможного уровня развития ребенка с особыми образовательными потребностями и интеграции его в повседневной жизни.

Чтобы постоянно быть на высоте я много времени уделяю повышению уровня своего профессионального мастерства. Для этого я изучаю новинки методической литературы, посещаю семинары, методические объединения, активно использую ИКТ, изучаю материал педагогических порталов, сетевых предметных сообществ, изучаю логопедические сайты. Учитывая современные тенденции в информационном мире, изучаю инновационные технологии, видоизменяю, модифицирую их и внедряю в свою работу отдельные значимые элементы из них.

Я считаю, что в процессе коррекционной работы, возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Они помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетический логотренинг «Играем, двигаемся - развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Детям очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, лица, шеи, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков). Кроме этого, я в своей работе, использую такие здоровье сберегающие технологии как:

* технология Су-Джок терапии;

* технология дыхательной гимнастики (Цыгун);

* технология кинезиологических движений (А. Сиротюк);

* технология сменности положения тела (В. Базарный). На основном этапе логопедической работы применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров - массажных шариков и массажных колечек в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, всё это способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с каждым ребёнком.

Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационные технологии. Специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», компьютерные игры под тематикой: «Учимся говорить правильно», «Уроки тётушки Совы», подготовленные мною презентации по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребёнком составляется на основе комплексного включения компьютерной и логопедической технологий. Опыт использования специализированных логопедических компьютерных программ, презентаций, показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

Для результативной коррекционно - логопедической работы, я сознательно включаю родителей в совместную работу. Их активное участие в коррекционно - развивающем образовательном процессе, позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы и создать единое пространство речевого развития ребёнка. С родителями я выстраиваю партнерские отношения, ведь именно родители являются заказчиками образовательных услуг учителя - логопеда и первыми моими помощниками в коррекционно - развивающей работе. Мною ведутся тетради взаимосвязи с родителями, что даёт возможность родителям каждую неделю знать, какую тему изучает ребенок, что он должен знать по этой теме и помогает им закрепить пройденный учебный материал в совместной работе с ребенком, выполнение артикуляционной гимнастики для постановке и автоматизации звуков, отражённое и самостоятельное проговаривание чистоговорок и проведение «Речевых зарядок». Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь этим принципом и девизом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды школы-интерната!». Всегда учитываю мнения других педагогов, воспитателей, педагога-психолога, врача терапевта консультируюсь у них, если это необходимо, консультирую их. Ребёнок, родители, педагоги, психолог, врачи и я — команда! Команда должна работать в единстве друг с другом. И цель у нас одна: сделать каждого ребенка счастливым, помогая ему научиться говорить, общаться, радоваться каждому дню.

Я часто вспоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем». Я согласна с высказыванием, что учитель — это не профессия, это — призвание, миссия. Для меня моя работа — это не только служба, это смысл жизни. Я не работаю в школе-интернате, я там «живу». Нельзя закончить занятие, закрыв кабинет; невозможно забыть про своих учеников, вернувшись, домой. Каждый день и каждый час я думаю о них. Моя цель: познакомить ребят со всем многообразием выразительных средств речи, помочь им научиться управлять органами речи и ещё красиво, правильно, чётко говорить и писать без ошибок, кроме этого научить их любить жизнь, понять в чем счастье, помочь найти свой путь. Поэтому как-то постепенно с опытом сложился мой Кодекс поведения:

1. Создавай ситуацию успеха хорошим настроением и позитивным отношениям.

2. Всегда готовься к занятиям как в первый раз, чтобы получать удовольствие от процесса общения и процесса сотворения нового.

3. Будь открытым и искренним, умей признавать свои ошибки.

4. Умей учиться от учеников и благодари их за общение.

5. Из любой ситуации можно найти выход, если не рассматривать ее как проблему.

Повезло ли мне с выбором профессии? Я уверена: если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я счастлива, что вижу плоды своего труда; знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни, и им обязательно пригодится красивая грамотная речь. Работать с детьми интересно, каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и личностном развитии. Я хочу помочь каждому ребенку с речевыми нарушениями. Какое это удовлетворение и удовольствие, когда видишь, что твоя работа дает хорошие результаты. Особенно приятно, когда эти результаты вижу не только я, но и родители. Каждый день, занимаясь с детьми, я отдаю им частичку своего сердца, согреваю теплом своей души.

Мне нравится моя профессия, потому что она дает мне возможность ежедневно погружаться в чудесный мир детства и позволяет мне, в какой-то мере чувствовать себя ребенком.

На вопрос: "Кем вы работаете?" Я с гордостью отвечаю: "Я учитель-логопед!". Только профессия учителя-логопеда гармонично сочетает в себе мудрость педагогики, прозорливость психологии и, конечно же, милосердие медицины. Я это знаю, умею и делаю!