Храм иакова заведеева в казенной слободе. Церковь иакова зеведеева апостола, что в казенной слободе Храм апостола иакова зеведеева в казенной слободе

Церковь Апостола Иакова Зеведеева в Казенной слободе

Яковлевский пер., ныне ул. Елизаровой, 6

До своего переименования в 1960-е гг. "переулок назывался Яковлевским с XVII в. по стоявшей в нем церкви Якова апостола, "что в Казенной слободе".

"Церковь значится с 1625 г.".

"Церковь построена в 1676 г. тщанием московского купца Даниила Пивоварова".

"Главная церковь построена в 1676 г., но переделана в 1833 г. с устроением нового купола. Трапезная 1841 г. Главный престол Казанской Божией Матери".

"Колокольня середины XVIII в.".

"Есть в ружных книгах - основана до Романовых. В 1620 и 1657 гг. названа деревянной. От 1625 и 1690 гг. известно обозначение "в Хлебниках, в Казенной слободе". По каменной резной надписи, сохранявшейся на наружной стене, каменный храм выстроен в 1676 г. тщанием московского купца Даниила Пивоварова. Тогда же она стала трехпрестольной с главным храмом Казанской Богоматери и приделами св. Николая и Иакова Алфеева. Колокольня второй четверти XVIII в. В 1833 г. главный храм перестроен московским купцом Иваном Матвеевичем Ярцевым, который был в 1832 г. городским головою, а в 1841 г. приделы перестроены купеческой женой Татьяной Ивановной Тумаковой. Перестройка 1833 г. состояла в том, что над расширенным старым четвериком возвели световой барабан. После 1833 и 1841 гг. церковь не раз обновлялась".

"Храм обновлялся в 1879 г.".

"При нем приходское попечительство, открытое 13 февраля 1905 г., и богадельня в церковном доме".

Закрыта церковь после 1917 г. В 1968 г. М. Л. Богоявленский записывал: "Храм обезглавлен, пристроены трубы, лестницы, подъемный кран с лебедкою, трансформаторная будка. С западной стороны вместо двери устроены ворота, куда въезжают автомашины. На крыше стоит высокая мачта с антенной. Вид церкви неряшливый, грязный от копоти. Внутри помещается механическая мастерская".

В 1970-е гг. купол храма обвалился, остались лишь стенки барабана. Церковная ограда с востока, за абсидой, сломана весной 1979 г. Остальная часть ограды также разрушена, сохранившиеся фрагменты встроены в новые пристройки, окружившие храм. Верх колокольни с крестом сломан, с нее отвалилась штукатурка. На рухнувшем куполе храма растут деревья. В 1979 г. восточная часть церкви занята Управлением механизации Метростроя - это собственно древний храм XVII в., в стенах которого сохранились детали старинного архитектурного убранства (остатки наличника, портала и т.д.). Западная часть - трапезная XIX в. - отдана под гараж райжилуправления. В обеих частях внутри все переделано. На охране храм не стоит и реставрации его не предвидится.

Интересная деталь: в северном звоне колокольни виден пролом в форме колокола на том месте, где его сбрасывали в 1920-е гг. Как это происходило, почти везде свидетельствует, например, следующее описание (оно относится, правда, к подмосковной Коломне): "Над Коломной умирали колокола, их снимали со звонниц для треста Рудметаллторг. Блоками, бревнами и пеньковыми канатами в вышине на колокольнях колокола вытаскивались со звонниц, вешались в высоте над землей и бросались вниз. Падали колокола с ревом и ухом, врезываясь в землю аршина на два". Подобные же немо вопиющие выломы остались в Москве на других колокольнях, у которых выдраны языки, - на церкви Илии Обыденного и т.д.

В 1990 г. восточная часть храма была занята аварийной службой Метростроя; середина гаражом, меняющим государственного владельца на кооперативного; западная же часть служит компрессорной того же Метростроя. Хотя церковь и включена в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве, - состояние ее ужасающее.

Дом 6, стр. 1

Координаты : 55°45′29″ с. ш. 37°39′14″ в. д.  /  55.758306° с. ш. 37.654056° в. д.  / 55.758306; 37.654056 (G) (Я)

Храм апостола Иакова Зеведеева в Казенной Слободе (Казанская церковь , Яковлевская церковь , Яковоапостольская церковь ) - православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии . Расположен в центре Москвы , между Бульварным и Садовым кольцом.

При храме действует воскресная школа для детей и молодежи.

История

Первые упоминания о деревянной церкви апостола Иакова на месте современного храма датируются 1620 годом. В 1676 году построен первый каменный храм, а в середине XVIII века - существующая колокольня.

В XIX веке храм был перестроен: в 1806 году к церкви были добавлены прямоугольные приделы, в 1831 году архитектор В. А. Балашов перестроил само здание, а в 1844 году были перестроены пределы и обновлена трапезная. В 1883 году по проекту архитектора М. А. Фидлера к церкви была пристроена паперть .

в XX веке

В 1932 году храм был закрыт, а в его здании расположилась механическая мастерская.

В 1970 году обвалился купол, в 1979 была демонтирована ограда, а само здание заняло Управление механизации Метростроя (в трапезной был гараж). В 1991 году храм был возвращен РПЦ и в 1994 в нём возобновились богослужения. Реставрация здания проведена в 1994-1998 годах (реставратор Н. В. Царин)

Архитектура

Престолы

В храме имеется частица мощей апостола Иакова, переданная храму из Компостельского собора (Испания) , где находятся мощи святого.

Напишите отзыв о статье "Храм Апостола Иакова Зеведеева в Казённой Слободе"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Храм Апостола Иакова Зеведеева в Казённой Слободе

– Что с тобой? Ты болен?
– Идите! – еще раз проговорил дрожащий голос. И князь Василий должен был уехать, не получив никакого объяснения.
Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности.

Дело Пьера с Долоховым было замято, и, несмотря на тогдашнюю строгость государя в отношении дуэлей, ни оба противника, ни их секунданты не пострадали. Но история дуэли, подтвержденная разрывом Пьера с женой, разгласилась в обществе. Пьер, на которого смотрели снисходительно, покровительственно, когда он был незаконным сыном, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи, после своей женитьбы, когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, сильно потерял во мнении общества, тем более, что он не умел и не желал заискивать общественного благоволения. Теперь его одного обвиняли в происшедшем, говорили, что он бестолковый ревнивец, подверженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец. И когда, после отъезда Пьера, Элен вернулась в Петербург, она была не только радушно, но с оттенком почтительности, относившейся к ее несчастию, принята всеми своими знакомыми. Когда разговор заходил о ее муже, Элен принимала достойное выражение, которое она – хотя и не понимая его значения – по свойственному ей такту, усвоила себе. Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж есть крест, посланный ей от Бога. Князь Василий откровеннее высказывал свое мнение. Он пожимал плечами, когда разговор заходил о Пьере, и, указывая на лоб, говорил:
– Un cerveau fele – je le disais toujours. [Полусумасшедший – я всегда это говорил.]
– Я вперед сказала, – говорила Анна Павловна о Пьере, – я тогда же сейчас сказала, и прежде всех (она настаивала на своем первенстве), что это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века. Я тогда еще сказала это, когда все восхищались им и он только приехал из за границы, и помните, у меня как то вечером представлял из себя какого то Марата. Чем же кончилось? Я тогда еще не желала этой свадьбы и предсказала всё, что случится.
Анна Павловна по прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, вечера, на которых собиралась, во первых, la creme de la veritable bonne societe, la fine fleur de l"essence intellectuelle de la societe de Petersbourg, [сливки настоящего хорошего общества, цвет интеллектуальной эссенции петербургского общества,] как говорила сама Анна Павловна. Кроме этого утонченного выбора общества, вечера Анны Павловны отличались еще тем, что всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое нибудь новое, интересное лицо, и что нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно и твердо градус политического термометра, на котором стояло настроение придворного легитимистского петербургского общества.
В конце 1806 года, когда получены были уже все печальные подробности об уничтожении Наполеоном прусской армии под Иеной и Ауерштетом и о сдаче большей части прусских крепостей, когда войска наши уж вступили в Пруссию, и началась наша вторая война с Наполеоном, Анна Павловна собрала у себя вечер. La creme de la veritable bonne societe [Сливки настоящего хорошего общества] состояла из обворожительной и несчастной, покинутой мужем, Элен, из MorteMariet"a, обворожительного князя Ипполита, только что приехавшего из Вены, двух дипломатов, тетушки, одного молодого человека, пользовавшегося в гостиной наименованием просто d"un homme de beaucoup de merite, [весьма достойный человек,] одной вновь пожалованной фрейлины с матерью и некоторых других менее заметных особ.


Построена в 1676 году, колокольня сер. XVIIIв., перестроена в стиле ампир с устройством приделов в 1830-1840-е гг. Под кровлей (на западной стене четверика)сохраняются первоначальные кокошники и фрагмент карниза XVIIв. Юго-западная ризница нач. XXв., примерно тогда же устройство калориферного отопления во вновь отрытом подвале, сильное изменение уровня пола, покрытие пола керамической плиткой. Первоначальные пилоны ворот, построенные в 1830-е гг, уничтожены полностью в 1998 году.

Храм во имя святого апостола Иакова расположен в Яковоапостольском переулке и имеет топонимическую привязку «что в Казённой слободе» по находившейся здесь Казённой слободе, где хранилось различное царское имущество. Яковоапостольский переулок ведет от Лялина переулка к Садовому кольцу. Раннее его название звучало как Яковлевский переулок и возникло по церкви св. апостола Иакова Зеведеева, что в Казённой слободе. Большой и Малый Казённые переулки, идущие к Садовому кольцу, хранят память о государевой Казённой слободе ХVI-ХVII веков, располагавшейся с правой стороны улицы Покровки. Здесь жили мастеровые, обслуживавшие дворцовые нужды, и хранился различный инвентарь.

Казённый приказ впервые упоминается в 1578 году. Сама казна помещалась в Кремле, при Благовещенском соборе. Казённая слобода, занимавшая площадь вчетверо меньшую, чем Огородная, имела в 1639 году почти такое же население — 164 двора, к 1680 году насчитывалось 275 дворов. Это была одна из самых крупных московских слобод с двумя церквями — во имя Иакова Апостола и Иоанна Предтечи (находившаяся на углу с Покровкой).

Храм во имя св. апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе (по другому престолу — во имя иконы Казанской Божией Матери) является единственной сохранившейся церковью московской Казённой слободы. Вторая приходская церковь — Усекновения главы Иоанна Предтечи, несомненный шедевр московского классицизма, творение архитектора Ф.М. Казакова — уничтожена в 1936 году. На его месте построен жилой дом с магазином. Стоявшая отдельно от храма колокольня сохранилась. С обеих её сторон расположены дома. Внутри храма, после его закрытия в советский период, размещались мастерские, затем — парикмахерская. Уцелевшая колокольня была передана верующим в 1995 году в безвозмездное, бессрочное пользование, имела значительные механические повреждения и утраты белокаменного декора; отремонтирована на пожертвования. Ныне колокольня приписана к храму св. апостола Иакова, что в Казённой слободе.

Нечётная сторона Яковоапостольского переулка до конца XIX века была единым обширным владением, доходившим до Большого Казённого переулка. Из сохранившихся старых строений повезло дому №7. В нём разместился офис строительной фирмы, которая провела его тщательную реставрацию и содействовала восстановлению церкви св. Иакова Апостола в Казённой слободе.

Церковь святого апостола Иакова в Казённой слободе основана до Романовых, поскольку значится в ружных книгах. В 1620 и 1657 годах показана деревянной. От 1625 по 1690 год по местности называлась «в Хлебниках, в Казённой слободе». По каменной резной надписи, сохранившейся на наружной стене, каменный храм выстроен в 1676 году тщанием московского купца Даниил Андреевича Пивоварова. Первоначально бесстолпный объём храма завершался пятиглавием, имел трёхчастную апсиду, южный Никольский придел, трапезную и вероятно шатровую колокольню. Фасады четверика были украшены декоративными кокошниками и развитым карнизом с кирпичным поребриком под ними.

Во время большого московского пожара 1737 года церковь св. ап. Иакова, что в Казённой, снаружи горела. Возможно, при этом пожаре пострадала первоначальная колокольня церкви, после чего она была основательно перестроена. Существующая колокольня, начиная, по крайней мере, со второго яруса, стилистически датируется серединой XVIII века. К 1777 году относится постройка первой каменной ограды церкви с воротами. В конце XVIII века (не позднее 1806 года) к церкви был пристроен второй, северный придел, что следует из чертежа владения церкви 1806 года. В 1812 году большинство построек в окрестностях Земляного вала и на самом валу выгорели. В 1813 году священно церковнослужители двух храмов Казённой слободы сообщали Преосвященному Августину, Епископу Дмитровскому об объёмах бедствий, обнаружившихся в их приходах после пожара 1812 года. Большинство из них потеряли свои жилища, приходские дворы также были сожжены. Так церкви Иоанна Предтечи, что в Казённой, священник Матфий Матфиев с причтом писал: «Домы наши все сгорели, и приход также почти весь выгорел, и не имеет теперь места, где бы могли с нашими семействами жить. Но как у нас церковных денег сохранилось 1825 рублей, то не благоволите ли на сии оставшиеся деньги по своему милосердию приказать отделать церковный флигель для нашего обиталища, до построения собственных домов наших».

По плану реконструкции 1816 года на месте вала в 1820-е гг. была проложена просторная улица с тротуарами и садиками вдоль домов. Значительные изменения в облике храма св. апостола Иакова в Казённой слободе произошли в конце 20 х, начале 30 х годов XIX века. Летом 1826 года «Комиссия для строений в Москве» рассмотрела представленный архитектором Балашовым фасад церкви, признала его «правильным и приличным» и разрешила переделать алтарь, а вместо пятиглавия сделать купол с одной главой и, кроме того, пробить внутри два окна. Из Клировых ведомостей храма видно, что осуществление перестройки проводилось на средства московского купца Иакова Матвеевича Ярцева в 1830-1833 годы. Перестройка же трапезной с приделами св. Иакова Апостола и свт. Николая Чудотворца, была произведена в 1841 году «иждивением московской купеческой жены Татианы Ивановны Тумановой и других доброхотных дателей». Престолов в новой церкви значилось три: «в настоящей холодной, в память явления Всечестныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; в приделах теплых на правой стороне во имя Святителя и Чудотворца Николая, на левой во имя святого апостола Иакова, брата Иоанна Богослова».Вероятно, в начале 1840х годов создавалась и новая ограда с белокаменными пилонами ворот и «готической» решеткой на белокаменном цоколе. В 1883 году Протоиерей Иаковлевской церкви Стефан Белянинов со старостой церковным отношением в Московское Императорское Археологическое Общество просили о разрешении «пристройки кладовой к паперти с южной стороны при означенной Иаковлевской церкви».

В 1906 году Императорское Археологическое общество утвердило новые чертежи пристроек кладовой (к южной стене колокольни) и ризницы (к южному приделу рядом с колокольней). После многочисленных перестроек первой половины XIX века храм приобрёл, достаточно часто встречающийся в Москве, а особенно в Подмосковье, позднеампирный облик. Величественная ротонда храма, перекрытая деревянным куполом, завершалась деревянным оштукатуренным барабаном и позолоченной главой, увенчанной простым восьмиконечным крестом. Ротонда и четверик храма были оштукатурены, окна 1 го и 2 го ярусов четверика были обрамлены штукатурными наличниками и закрыты металлическими решетками. Северный и южный входы в храм имели металлические кованые двери. Ротонда, четверик и алтарная апсида сохранили белокаменные карнизы XIX века, окна апсиды также завершались штукатурными наличниками. Объёмы приделов, несколько отличаясь от оформления четверика проработкой деталей, придавали церковному комплексу цельность и спокойную монументальность. Окна приделов обрамлены белокаменными наличниками, с подоконными штукатурными нишами и металлическими решетками. Колокольня увенчана кирпичным шестигранным барабаном, с крестом XVIII века на луковичной главе, стоящим на сомкнутом своде с люкарнами.

К концу XIX - началу XX вв. относятся записи о строительстве домов для проживания клира и доходных домов, находящихся к юго западу от церкви. В Клировой ведомости за 1904 год говорится о четырех церковных домах, построенных на церковной земле, «в трех из них помещаются священно церковнослужители, церковный сторож, просвирня и женская богадельня, в четвертом живут жильцы по найму». «Земли при сей церкви погостной 600 кв. саж., под церковными домами 1003 кв. саж.». 13 февраля 1905 года при церкви было открыто приходское попечительство.

Храм возвращен верующим в 1991 году. С 1995 года совершение богослужений стало регулярным. Храм восстановлен в формах середины XIX века.

taganka-pravoslav.narod.ru



Церковь Иакова Апостола, что в Казенной слободе, в Хлебниках в 1620 г. показана как «храм деревянной теплой Яков Апостол».

В 1676 г. выстроена каменная церковь с главным престолом Казанской Божией Матери и придельными: Иакова Зеведеева и Николая Чудотворца. Некоторая перестройка с перенесением Никольского престола в трапезную была в 1722 г. К этому времени надо отнести нынешнюю колокольню, построенную под влиянием Введенской в Барашах (1701 г.).

В 1883 г. главная церковь перестроена: нижняя половина стен сохранена старая, 1676 г., а над ними возведен обыкновенный для первой половины XIX в. купол, слегка расширенный применительно к старому четырехугольнику храма. В 1841 г. перестроен трапезная с обоими приделами.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Иакова Заведеева в Казенной слободе

Иакова Заведеева в Казенной слободе - единственная святая обитель в России, построенная в честь этого апостола. Хотя Иаков, как повествует Евангелие, был одним из самых близких Христу учеников.

Точная дата возведения храма не известна, но первые упоминания о нём датированы 1620-м годом. Правда, тогда это было деревянное строение, а первый каменный построили в 1676 г. на деньги, выделенные царём Алексеем Михайловичем.

Основа здания являла собой бесстолпный четверик с примыкающей тройной апсидой, перекрытый сомкнутым сводом и завершённый пятиглавием. Из декора – кокошники, горизонтальные тяги на фасаде из фигурного кирпича, обрамлённый валиком киот. При храме были также трапезная и колокольня.

В XIX ст. несколько раз перестраивалась, в частности по проектам архитекторов Балашова и Фидлера: были сооружены прямоугольные приделы; здание приобрело простые геометризированные формы зрелого ампира; тройная апсида превратилась в одну большую, полуциркульную; кирпичный декор исчез; были разобраны своды, и вместо пятиглавия появился купол на широком барабане; трапезная с приделами изменила свой облик, приобретя элементы позднего ампира; и в конце концов появились каменная ограда и врата с небольшими пилонами.

Храм имел главный престол, освящённый в честь Казанской Богоматери и два других, освящённых во имя са. Якова и св. Николая. К южному приделу в 1883 г. была пристроена маленькая ризница.

Закрылся в 1932 г. и стал использоваться в качестве мастерской. В 1970-м святая обитель потеряла купол, в 1979-м - была сломана ограда. Тогда же в здание переехало Управление механизации Метростроя, a трапезная превратилась в гараж.

В 1991 г. верующие снова обрели свою , и с 1994-го в ней регулярно проводятся богослужения. В 1994-1998 гг. под руководством Царина была проведена реставрация здания.

Главная святыня храма – это ковчег с частичкой мощей апостола Иакова, привезённых из Рима, а также иконы св. Матроны Московской и князя Даниила Московского с частицами их мощей.

Ведёт активную социальную деятельность, также при нём открыта воскресная школа.