Может ли Бог наказывать? Господь, кого любит, того наказывает Если бог любит то наказует

2 - Почему мы страдаем?
3 - Почему верующие страдают а нечестивые нет?

Бог нас очень любит, но мы не всегда делает хорошие дела, поэтому Бог нас обличает.

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся . (Откр.3:19)

Бог нас очень любит, но по сути мы сами по себе грешные люди, когда нас Бог наказывает, мы начинаем пересматривать свои пути, тем самым мы находим свои грехи.

Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
(Прит.3:12)

К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить.
А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду.
(Иов.34:31,32)

и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
(Евр.12:5)

2 - Почему мы страдаем?

Страдаем мы из за неправильного образа жизни. Старайтесь ревностно соблюдать заповеди перед Богом, помогать людям, рассказывать о Иисусе. Делайте так, чтобы Бог не мог вас ни в чем обличить и наказать!

Тоже самое если вы видите своего ребенка, что он ломает или хулиганит, то вы его обязательно накажите, чтобы он этого больше не делал.

Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав;
(Еккл.8:5)

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? (Евр.12:6-8)

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
(1Пет.4:1,2)

Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу.
(Плач.3:40)

3 - Почему верующие страдают а нечестивые нет.

Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?
(Иер.12:1)

Бог не любит грех. Верующих он наказывает дабы они исправили пути свои, но нечестивые не исправляют свои пути.

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
(Евр.12:6-8)

Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши;
ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.
(Пс.10:5-7)

Пострадают некоторые и из разумных для испытания и х, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока.
(Дан.11:35)

Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
(Пс.6:2)

Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
(Прит.15:32)

а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
(Прит.24:25)

13 Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих.
14 Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
15 во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
16 Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
17 чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
18 чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
19 Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, -
20 и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.
21 Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.
22 И душа его приближается к могиле и жизнь его - к смерти.
23 Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой [путь] его, -
24 [Бог] умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.
25 Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей.
26 Будет молиться Богу, и Он - милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его.
27 Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне;
28 Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет.
29 Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,
30 чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.
(Иов.33:13-30)

Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
(Пс.65:10)

Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания.
(Ис.48:10)

Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.

Наш Небесный Отец – Бог высочайших ожиданий. Его Сын, Иисус Христос, выразил Его ожидания по отношению к нам такими словами: «А потому Я хотел бы, чтобы вы были совершенны, даже как Я, или как совершенен Отец ваш Небесный» (3 Нефий 12:48). Он намерен сделать нас святыми, чтобы мы могли «выдерживать целестиальн[ую] слав[у]» (У. и З. 88:22) и «пребывать в присутствии Его» (Моисей 6:57). Он знает, что для этого требуется, поэтому, чтобы сделать такое наше превращение возможным, Он уготовил Свои заповеди и заветы, дар Святого Духа и, самое главное, Искупление и Воскресение Своего Возлюбленного Сына.

При всем этом цель Бога заключается в том, чтобы помочь нам, Его детям, испытать наивысшую радость от пребывания с Ним в вечности и стать такими, как Он. Несколько лет назад старейшина Даллин Х. Оукс сказал: «Страшный суд – это не просто оценка общей суммы добрых и дурных дел, то есть того, что мы сделали. Это подтверждение конечного результата наших дел и мыслей, того, какими мы стали. Недостаточно просто совершать необходимые действия. Заповеди, таинства и заветы Евангелия – это не перечень вкладов, которые нужно внести на некий Небесный счет. Евангелие Иисуса Христа – это план, показывающий нам, как стать такими, какими нас желает видеть наш Небесный Отец» .

К сожалению, большинство современных христиан не признают, что Бог предъявляет сколько-нибудь реальные требования к верующим в Него, и представляют Его, скорее, в роли дворецкого, «который по требованию удовлетворяет их пожелания», или врача, помогающего людям «почувствовать уверенность в себе» . Подобный религиозный подход «не претендует на изменение жизни» . «Совсем напротив, – заявляет один автор, – Богу, изображенному в иудейских и христианских Священных Писаниях, нужна не наша преданность, а сама наша жизнь. Бог из Библии имеет дело с жизнью и смертью, не отличается особой обходительностью и призывает к жертвенной любви, не прибегая ни к каким ‘-измам’» .

Я хотел бы поговорить об одном конкретном виде восприятия жизни и о привычке, которую мы должны выработать у себя, если хотим оправдать высокие ожидания нашего Небесного Отца. Вот она: желание и готовность принять назидание и даже искать его. Назидание необходимо, если мы хотим уподобиться «муж[у] совершенно[му], в меру полного возраста Христова» (к Ефесянам 4:13). Апостол Павел сказал о Божественном назидании, или наказании: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (к Евреям 12:6). Хотя порой претерпевать бывает трудно, воистину, мы должны радоваться, что Бог считает нас достойными тех усилий и того времени, которое уйдет на наше исправление.

Божественное наказание преследует, по крайней мере, три цели: (1) подтолкнуть нас к покаянию, (2) очистить и освятить нас и (3) иногда задать нашему жизненному курсу иное направление, которое Бог считает наилучшим для нас.

Обсудим прежде всего вопрос о покаянии – необходимом условии прощения и очищения. Господь провозгласил: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откровение 3:19). И Он повторил: «И Мой народ должен подвергаться наказаниям до тех пор, пока не научится повиновению, и, если нужно, путем страданий» (У. и З. 105:6 ; см. также У. и З. 1:27). В откровении последних дней Господь повелел четырем высшим руководителям Церкви покаяться (как Он мог бы повелеть многим из нас) за то, что они не учили должным образом своих детей «согласно заповедям» и не были «более прилежны и внимательны в своем очаге» (см. У. и З. 93:41–50). Брат Иареда в Книге Мормона покаялся, когда Господь, стоя в облаке, говорил с ним «в продолжение трех часов.., порицая его за то, что он не вспомнил призывать имя Господа» (Ефер 2:14). Поскольку брат Иареда настолько охотно откликнулся на этот суровый упрек, позже ему была оказана честь увидеть Искупителя в Его предземном облике и получить от Него наставления (см. Ефер 3:6–20). Плод Божьего наказания есть покаяние, ведущее к праведности (см. к Евреям 12:11).

Помимо побуждения нас к покаянию, сам по себе опыт получения наказания может очистить нас и подготовить к получению величайшей духовной награды. Господь изрек: «Мой народ должен быть испытан во всем, дабы он был готов получить славу, которая есть у Меня для него, а именно славу Сиона; а тот, кто не терпит наказаний, недостоин Царства Моего» (У. и З. 136:31). В другом месте Он сказал: «Ибо все, не терпящие наказания, и отвергающие Меня, не смогут быть освященными» (У. и З. 101:5 ; см. также к Евреям 12:10). Как сказал сегодня утром старейшина Пол В. Джонсон, мы не должны обижаться на то, что поможет нам стать причастниками Божеского естества.

Последователи Алмы основали в Хеламе сообщество Сиона, но потом были обращены в рабство. Они не заслужили этих страданий – совсем наоборот, – но в летописи сказано:

«Однако Господь находит нужным наказывать Свой народ; да, Он испытывает его терпение и веру.

Вопреки этому тот, кто уповает на Него, будет вознесен в последний день. Да, так было и с этим народом» (Мосия 23:21–22).

Господь укрепил Свой народ и облегчил бремя, возложенное на его плечи, так что люди почти не почувствовали его тяжести, а потом в свое время освободил их (см. Мосия 24:8–22). Вера этих людей была безмерно укреплена приобретенным опытом, и в дальнейшем они наслаждались особыми узами, скрепившими их с Господом.

Бог применяет еще один вид наказания, или назидания, направляя нас к будущему, которого мы пока не видим или не можем видеть, но которое – и Он это знает – лучше для нас. Старейшина Хью Б. Браун, бывший член Кворума Двенадцати Апостолов и советник в Первом Президентстве, поделился таким личным опытом. Он рассказал, как много лет назад купил в Канаде обедневшую ферму. Занявшись уборкой и починкой своей собственности, он наткнулся на куст смородины, который достиг почти двухметровой высоты и не приносил плодов. Поэтому он решительно обрезал его, оставив небольшие пеньки. Позже он увидел на каждом из этих обрубков капли, похожие на слезинки, и подумал, что куст будто плачет, вопрошая:

«Как ты мог сделать со мной такое? Я ведь так хорошо рос!.. А теперь ты меня обрезал. Все растения в саду будут смотреть на меня свысока… Как ты мог сделать со мной такое? Я-то думал, что ты здесь садовник».

Старейшина Браун ответил: «Послушай, милый куст, я здесь садовник, и я знаю, каким ты должен стать. Я и не собирался сделать из тебя яблоню или тенистое дерево. Я хочу, чтобы ты был кустом смородины, и когда-нибудь, милый кустик, когда ты будешь усыпан ягодами, ты мне скажешь: ‘Спасибо, господин садовник, за то, что ты любил меня так сильно, что сделал мне подрезку’».

Спустя несколько лет старейшина Браун в звании офицера канадской армии проходил службу в Англии. Когда старший по чину офицер был ранен в бою, старейшина Браун, получив шанс на присвоение звания генерала, отправился по вызову в Лондон. Хотя старейшина Браун полностью соответствовал этой должности, ему отказали в повышении из-за того, что он был мормоном. Командующий в звании генерала сказал, по сути, следующее: «Вы заслуживаете это назначение, но я не могу дать его вам». Все усилия, потраченные старейшиной Брауном на подготовку, десять лет надежд и молитв в тот момент ускользали от него сквозь пальцы из-за вопиющей дискриминации. Продолжая свою историю, старейшина Браун вспоминал:

«Я сел в поезд и отправился обратно в свой город… с болью в сердце, с обидой в душе… Когда я добрался до своей палатки.., я швырнул фуражку на койку… сжал кулаки и поднял их над головой, словно грозя Небу. Я сказал: ‘Боже, как Ты мог так поступить со мной? Я ведь сделал все, что мог, чтобы соответствовать всем требованиям. Не осталось ничего такого, что я мог бы сделать, что я должен был сделать и чего я не сделал. Как Ты мог так поступить со мной?’ Я был страшно зол.

И теперь, почти через пятьдесят лет, я обращаюсь к [Богу] и говорю: ‘Спасибо, Господин Садовник, за то, что Ты любил меня так сильно, что причинил мне боль’» .

Бог знал, кем предстояло стать Хью Б. Брауну и что для этого нужно сделать. Он проложил его курс в ином направлении, чтобы подготовить к святому Апостольству.

Если мы искренне хотим и стремимся соответствовать высочайшим ожиданиям нашего Небесного Отца, Он предоставит нам всю необходимую помощь, будь то утешение, подкрепление или наказание. Если мы открыты для этой помощи, последует необходимое назидание в различных формах и из разных источников. Мы можем ощутить его во время молитв, когда Бог говорит в нашем разуме и в сердце через Святого Духа (см. У. и З. 8:2). Оно может прийти в виде ответа «Нет» или такого ответа на наши молитвы, которого мы никак не ожидали. Мы можем почувствовать порицание и при изучении Священных Писаний, когда нам напомнят о наших недостатках, непослушании или просто пренебрежении теми или иными вопросами.

Назидание может приходить и через окружающих, особенно тех, кто призван Богом содействовать нашему счастью. Апостолы, Пророки, патриархи, епископы и другие люди призваны в современной Церкви, как и в древности, «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (к Ефесянам 4:12). Возможно, некоторые слова, произнесенные на этой конференции, прозвучат для вас как призыв к покаянию или изменению, и если вы к ним прислушаетесь, то подниметесь на более высокое место. Мы можем помогать друг другу как собратья по Церкви; и это одна из главных причин, по которой Спаситель основал Церковь. Даже когда мы сталкиваемся с уничтожающей критикой людей, которые не уважают или не любят нас, она может принести пользу, предоставив нам возможность проявить достаточно смирения, чтобы оценить ее и выделить то, что может пойти нам на пользу.

Назидание, надеюсь, в мягкой форме, может высказать и один из супругов. Старейшина Ричард Г. Скотт, только что выступивший перед нами, хорошо помнит, как в первые годы брака его жена Джанин советовала ему при разговоре с людьми смотреть им прямо в глаза. «Ты смотришь на пол, потолок, в окно, куда угодно, но только не в глаза», – говорила она. Он принял тот нежный упрек к сведению, и благодаря этому его работа и общение с людьми стали намного эффективнее. Как человек, отслуживший в свое время миссию полного дня под руководством президента Скотта, я подтверждаю, что он действительно смотрит собеседнику прямо в глаза. Могу также добавить: если кто-то нуждался в назидании, этот взгляд мог быть весьма пронизывающим.

Родители могут и должны исправлять, и даже наказывать своих детей, если не хотят, чтобы те оказались во власти беспощадного искусителя и его сторонников. Президент Бойд К. Пэкер заметил: когда человек, имеющий возможность поправить другого, этого не делает, он думает только о себе. Помните, что упрек должен быть уместным; его следует высказать четко и ясно «по вдохновению Святого Духа; но после этого прояв[ить] еще больше любви к тому, кого ты упрекнул, дабы он не принял тебя за врага» (У. и З. 121:43).

Помните: если мы выступаем против назиданий, окружающие могут прекратить все попытки, несмотря на свою любовь к нам. Если мы будем постоянно игнорировать наказание любящего Бога, Он тоже отвернется от нас. Он сказал: «Мой Дух не будет всегда побуждать человека» (Ефер 2:15). В конечном счете, большая часть нашего назидания должна происходить извне: мы должны научиться самокоррекции. Наш возлюбленный, недавно ушедший из жизни соратник Джозеф Б. Виртлин смог стать истинным и смиренным учеником, каким он был, благодаря одному важному качеству: в своей деятельности он тщательно анализировал каждое поручение и каждую задачу. В стремлении угодить Богу он твердо решил научиться определять, что можно было сделать лучше, и старательно применял каждый полученный урок.

Мы все можем оправдать высочайшие надежды Бога, какими бы большими или скромными ни были наши способности и таланты. Мороний провозглашает: «Откажитесь от всего безбожного! И если будете любить Бога со всей вашей мощью, умом и силой, тогда будет достаточна для вас милость [Христа], и милостью Его вы сможете достигнуть совершенства во Христе» (Мороний 10:32). Только благодаря своим неустанным усилиям и преданности мы сможем заслужить эту величайшую, доступную всем нам милость, и эти усилия непременно должны включать восприимчивость к Божьему наказанию и искреннее, безусловное покаяние. Давайте же молиться о Его назидании, вдохновляемом любовью.

Пусть Бог поддержит вас в стремлении оправдать Его высочайшие ожидания и дарует вам полноту счастья и мира, которая за этим последует. Я знаю, что мы с вами можем стать едиными с Богом и Христом. Я смиренно молюсь и приношу твердое свидетельство о нашем Небесном Отце и Его Возлюбленном Сыне и о тех счастливых возможностях, которые у нас есть благодаря Им. Во имя Иисуса Христа, аминь.

Враг всякой правды ослепил умы людей на столько, что они стали смотреть на Бога со страхом, считая Его суровым и неумолимым. Сатана внушил людям, что главное свойство Бога суровое правосудие, и Он стал для них грозным судьей и взыскательным заимодавцем. Он представил дело так, будто Создатель только тем и занимается, что ревностно следит за людьми и подмечает все их оплошности и ошибки, чтобы потом подвергнуть каре. Для того чтобы рассеять эту тьму и открыть миру беспредельную любовь Бога, пришел в этот мир Иисус и жил среди людей. Сын Божий пришел с Небес, чтобы открыть нам Отца.
(c) Е.Уайт «Путь ко Христу» , гл.1

На второй сессии восьмой Полевой школы, Господь, через пастора Сергея Молчанова поднял вопрос о Божьем наказании. Вера возрастает, когда мы знаем Автора Писаний и Его характер. Пастор Молчанов говорил:
Будьте осторожны, когда вы говорите о Божьем наказании. Вопрос наказания очень сложный, как сотворение Вселенной. Незнание Писаний, неправильная вера, потеря Бога.
Хороший пример: Иов и его друзья — Господь сказал: «они не знают Меня».
Хороший вопрос: Иисус за 33 года жизни на земле кого-то наказал? А ведь Он был «образ ипостаси Его» (Евр.1:3) и Он говорил: «ничего не делаю от Себя» (Иоан.8:28).
Люди представляют Бога всемирным полицейским, который ломает руки и ноги, повергает в аварии и несчастные случаи, говоря: «Бог наказал».

Но что же нас наказывает?
1. Закон (Иоанна 12:47-48)
2. Дьявол (книга Иова гл.1-2)

Иисус наказание наше взял на Себя (Исаия 53:4-5). Бог прощает грешника, снимает наказание, которого он заслуживал, и обращается с ним так, будто он никогда не грешил. Он принимает его с Божественной милостью и оправдывает благодаря заслугам праведности Христа. Грешник может быть оправдан только через веру в искупление, совершенное дорогим Сыном Божьим, ставшим жертвой за грехи виновного мира. (аргумент автора: если Бог наказывает, значит, жертва Христа недостаточна?)
Когда Господь представлял Моисею Свою Славу, Он сказал; «Господь, Господь, Бог Человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исход 34:6). Он 400 лет оттягивал наказание Амореям.
Закончил тему Сергей Борисович, стихом из перевода Нового Завета под редакцией Кулакова: «Кого люблю, того обличаю и наказываю».

Все, что говорил Сергей Молчанов в защиту Бога, выстраивалось как логическая цепочка
в моем сознании, только последний стих встал поперек. И я начал размышлять: «Кого люблю, того наказываю». При этом в сознании сразу всплывает образ отца с перекошенным от гнева и ярости лицом, с ремнем в руках, это в лучшем случае. И такая «любовь» оставляла в сердце глубокую травму, обиду, злость, мщение. Формируя, таким образом, в моем сознании образ отца и Бога. При ремонте мотоцикла, на православную пасху, ключ сорвался с гайки и ударил по пальцу с ужасной силой, боль была невыносимая. Разум пронзила мысль: «Это Бог тебя наказал за нарушение праздника, подняв лицо к небу, взмолился о прощении. Будучи в Божьей Церкви, согрешая, всегда ожидал удара с Неба.
Давайте поразмышляем над 12-м стихом 3-й главы книги Притчей: «Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему». Понятно, что такое любовь и благоволение, наказание, ни коим образом не вписывается в эту строку. Корень этого слова, «наказывает», совершенно должен быть иным. Не битье, а «наставление», «наказ».
Например: когда ребенок идет в школу, любящая мама дает ему наказ: «сынок, когда будешь переходить дорогу, будь очень внимательным, посмотри направо, посмотри налево, будь осторожен, когда переходишь дорогу, чтобы тебя не сбила машина. Когда придешь в школу, не балуйся, будь внимательным, слушай, что говорит учитель, учись, будь хорошим мальчиком». И если построить это предложение таким образом «Кого любит Господь, тому наказывает» , оно приобретает совершенно другой смысл, и сразу в этом, проявляется и любовь, и благоволение.
Пойдемте дальше в наших размышлениях. Берем 13-й стих 3-й главы книги Притчей: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум!». Покажите хоть одного человека, который через битье, через наказание, приобрел разум, и приобрел мудрость. А посредством чего человек приобретает разум и мудрость? Обращаемся к 12-му стиху 93-й главы Псалтыря: «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим». Следующий пример: 2-ая глава 1-2 стих книги Притчей: «Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, Так, что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце свое к размышлению». Притчи, нагорная проповедь, сплошной наказ и наставление. (Наказ — устаревшее слово вышедшее из употребления ).
Говорят, что Библия объясняет сама себя, давайте проверим наши размышления. Обратимся к 11-му стиху 3-й главы книги Притчей: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай , и не тяготись обличением Его». О чем идет тут речь? Давайте поразмышляем. Если отец взял в руки ремень, и хочет наказать своего сына. У сына есть шанс избежать наказания? Пока отец не утолит, свой гнев у сына шансов нет. А что в этих стихах можно отвергнуть, отцовский наказ, наставление. Не отвергай закон Божий и будет благо тебе!
Комментарий к «Посланию к Евреям» говорит о том, что греческий перевод слова наказание (paideia ) — воспитание, обучение, наставление, исправление. Наказание- воспитание, которое исправляет, формирует и совершенствует характер.
Благодать нашего Господа Иисуса Христа действует на человеческое сердце и разум, как воспитатель. Постоянное влияние Святого Духа на душу христианина обучает и формирует его характер по Божественному образцу. Необходимо взращивать и ценить каждую милость, которую Иисус посредством Своих страданий и смерти предлагает нам .
«Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божьей, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор.4:8).
Как же обойти вниманием украинский перевод «Кого любе Господь, того карає та щей б’є». Хочеться бежать от такого бога. Характер какого бога представляет автор этого перевода?
Когда Поликарпа, пресвитера церкви в Смирне, подвели к большой куче дров, ему дали последний шанс отречься от Христа: «Поклянись в своей верности императору, объявил консул, и я освобожу тебя. Отрекись от Христа». Поликарп повернулся к консулу и спокойно ответил: «Восемьдесят шесть лет я прослужил Ему, и Он ничем не обидел меня: как же мне хулить своего Царя и Спасителя?» Поликарп благодарил своего Господа за то, что Он дал ему такую честь – подобным образом засвидетельствовать о своей вере.
Человек названный Богом, непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, считал, что зло исходит от Бога, то, что говорить о верующих нынешнего времени. «То знайте, что Бог ниспроверг меня Своею сетью. Вот я кричу: «обида!» и никто не слушает, вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою, и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. Воспылал на меня гневом Своим, и считает меня между врагами Своими. Полки Его пришли вместе, и направили путь свой ко мне, и расположились вокруг шатра моего» (книга Иова 19:6-12).
Пример человека знающего характер Бога: «но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» (2-я книга Царств 24:14),
«Мы умрем, и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу, и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2-я книга Царств 14:14).

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике. Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай » – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи » – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи. Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога, реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива» .

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения: договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.

В память о том, как друзья принесли больного ко Христу, и я прошу молитв о р.б. Сергии, которому кроме всего прочего, нужно чудо.

Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся

О, человеколюбие! С какою благостью соединяется обличение!

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую , сказал Господь в Откровении святого Иоанна Богослова. Наставляемые этими свидетельствами Святого Духа и многими другими, которыми усеяны страницы Священного Писания, мы с дерзновением утверждаем: скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим, суть верный признак избрания человека Богом.

Священное Писание соединяет понятие о искушении с понятием о обличении: сыне мой , говорит оно, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от Него обличаем (Евр. 12:5) . Это же видно из вышеприведенных слов Господа: Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. На каком основании обличение соединяется с искушением? На том, что всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным; но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются неведанные им страсти, особливо гнев, печаль, уныние, гордость, неверие. Существенно нужно и полезно для подвижника обличение греха, гнездящегося в нем втайне. Сверх того, скорби, принимаемые и переносимые как должно, усиливают веру; они показывают человеку его немощь и доставляют смирение, низлагая самомнение.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Кто согрешающего нежит льстивыми ласками, тот только более располагает его ко греху и не подавляет преступлений, а питает. Но кто строгими советами изобличает и вместе наставляет брата, тот содействует его спасению. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Так надлежит и священнику Божию не обманывать льстивыми услугами, но промышлять о спасительных лекарствах. Не искусен тот врач, который слегка только ощупывает напухающие извилины ран: сохраняя заключенный внутри, в глубоких впадинах, яд, он только увеличивает его силу. Надобно открыть рану, рассечь и, очистивши от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть больной вопиет, пусть кричит, пусть жалуется на нестерпимую боль - он будет потом благодарить, когда почувствует себя здоровым.

О падших.

Тертуллиан

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся

Итак, попытаемся перенести то, что причиняется злом, чтобы ревность нашего терпения обратила в ничто (искусительные) попытки врага. Если сами мы навлекли что-нибудь на себя - по неразумию или добровольно, - то должны терпеливо переносить то, что самим себе приписываем. А если верим, что что-нибудь послано (на нас) Богом, то пред кем же более, как не пред Ним, мы обязаны обнаруживать терпение? Он ведь поучает нас благодарить и радоваться тому, что мы удостоились Божественного наказания: Кого, - говорит, - люблю, наказываю. О, блажен тот раб, при исправлении коего соприсутствует Господь! Таким образом, отовсюду мы побуждаемся к осуществлению терпения, потому что мы нуждаемся в нем либо в результате наших ошибок, либо козней зла, либо наставлений Господа.

О терпении.

Фульгенций Руспийский

Следовательно, благосклонность Бога не ведет к наказанию, поэтому Он ввергает нас в скорби, поражает болезнями, наставляет неприятностями, чтобы мы, грешившие в здоровье тела, учились воздерживаться от грехов в болезни и, пренебрегающие в радости Божиим милосердием, пораженные бичом скорби, устрашились бы Его справедливости. Так происходит, чтобы мы, обретя болезнь расточением здоровья, через болезнь достигли бы благодеяния здоровья и, ввергнутые через радость в скорби, через скорби вернулись бы к радости. Наконец, Святое Писание свидетельствует, что любовь Бога к нам в большей степени проявляется в бичах и нападках. Ведь оно говорит: Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает (Притч 3:11 -12); бичует же Он каждого сына, которого вновь обретает. Но и сам Спаситель говорит, что Он любит тех, кого обличает: Кого я , - речет, - люблю, тех обличаю и наказываю . И учение апостолов не перестает провозглашать, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22) . Также Сам Господь говорит, что узкий и тесный путь - это ворота, ведущие к жизни.

Послания.

Цезарий Арльский

О, несчастное и весьма скорбное предположение! Следовательно, гордые и нечестивые, совершающие уголовные преступления, потому тебе кажутся блаженными, что не терпят ничего дурного в этой жизни? Послушай, что о таковых речет Писание: На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость их обложила их, очевидны дерзость и нечестивость их. Происходит словно от жира дерзость их (Пс 72:5 -7). Потому ведь в этом мире они совсем не наказываются, что за избыток своих злодеяний сохраняются для вечного мучения: ведь не могут нести наказание в течение короткого времени те, кому необходимо будет подвергаться пыткам без конца. Ибо Господь, а также Бог наш, Который тех согласно Своей справедливости оставил без наказания, не прекращает подвергать Своих сынов различным испытаниям, в соответствии с написанным: бьет же Бог всякого сына, которого принимает (Евр 12:6) . И еще: кого Я люблю, тех обличаю и наказываю . Если же бьет всякого сына, которого принимает, то, следовательно, кого не бьет, не принимает. И если всякого, кого любит, наказывает, то кого не наказывает, не любит. И это - чтобы так происходило - совершает не могущество Бога, но беспутство тех достойно того, чтобы [пока] быть оставленным, согласно написанному: чтобы нечистый еще сквернился, а праведный творил правду еще (Откр 22:11) .

Проповеди.