«Нет, не тебя так пылко я люблю … », анализ стихотворения Лермонтова. Люблю в тебе я прошлые страданья и молодость погибшую мою Я говорю с подругой юных дней

«Нет, не тебя так пылко я люблю…» Михаил Лермонтов

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Анализ стихотворения Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Не секрет, что в последние годы жизни Михаил Лермонтов очень сильно привязался к Варваре Лопухиной, которую буквально боготворил. Однако поэт понимал, что возможный союз двух любящих сердец принесет его избраннице лишь глубокие страдания. Объяснял Лермонтов это не только своим скверным и вспыльчивым характером, но и бессмысленностью собственной жизни. Он считал, что не может составить счастье женщины, если является глубоко несчастным и запутавшимся в своих стремлениях человеком. Так или иначе, но о своем решении не связывать себя узами брака Лермонтов сообщил Лопухиной. Произошло это незадолго до роковой дуэли, когда поэт ненадолго приехал в Петербург, чтобы затем вновь отправиться на Кавказ. По дороге в свой полк Лермонтов остановился в Пятигорске, где судьба свела его с Екатериной Быховец. Именно этой девушке поэт посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Впоследствии Екатерина Быховец вспоминала, что поэт питал к ней очень нежные чувства. Однако такое отношение объяснялось очень просто, так как эта юная особа внешне очень напоминала Лермонтову Варвару Лопухину. Поэтому неудивительно, что обращаясь к Екатерине Быховец в стихах, поэт отмечает: «люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою». Таким образом, из этой фразы становится очевидно, что Лермонтов действительно поставил крест на взаимоотношениях с Варварой Лопухиной, хотя это решение далось ему непросто. Мысленно он по-прежнему рядом со своей избранницей. Поэтому автор признается, что когда смотрит на юную Екатерину Быховец, то занят «таинственным разговором», который ведет в душе. «Но не с тобой я сердцем говорю», — подчеркивает поэт.

При этом Лермонтов понимает, что Варвара Лопухина исчезла из его жизни окончательно и бесповоротно. Мысленно он хоронит ее образ, однако сердцу не прикажешь . Именно по этой причине в облике другой он пытается отыскать такие знакомые и милые черты, надеясь увидеть в глазах своей собеседницы «огонь угаснувших очей». Примечательно, что Лермонтов, никого не впускавший в свой внутренний мир, во время краткого знакомства с Екатериной Быховец оказался на удивление откровенным. Возможно, поэт предчувствовал свою скорую гибель и понимал, что пусть через третье лицо, но в последний раз признается в любви к Лопухиной. По воспоминаниям Екатерины Быховец, поэт мог часами говорить о той, которой принадлежало его сердце, но при этом вспоминал он ней в прошедшем времени.


Тема стихотворения – любовь. Однако любовь не к настоящему, а к прошлому:” Люблю в тебе я прошлое страданье”

Основная мысль - поэт хочет сказать, что прошлая любовь настолько запала ему в сердце, что он не может так сильно полюбить больше никого.

Композиция - стихотворение состоит из трех строф по 4 стиха.

В первой строфе Лермонтов отвергает настоящую любовь говоря” нет”. Во второй строфе говорится о том, что Лермонтов, говоря с одной девушкой, ” сердцем” говорит с другой. В третьей строфе Лермонтов ищет черты своей прошлой любимой в настоящей: “В твоих чертах ищу черты другие”.

Стихотворной размер – ямб. Используется кольцевая рифма. Стихотворение читается спокойно.

Лирический герой чувствует грусть и тоску по прошедшим дням, по погибшей молодости. Хоть в прошлом у него и были разочарования, он всё равно хочет вернуть прошлую молодость. Автор пытается найти её во всем:

“В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.”

Лермонтов использует эпитеты “прошлое страданье”, “погибшая молодость”, “огонь очей”, которые показывают нам, что в молодости у Лермонтова были страданья.

Также старославянизмы “краса”, “уста”, “очи” придают стихотворение глубину. Метафора “таинственным я занят разговором” говорит, что автор размышляет о прошлом сам с собой.

Обновлено: 2017-01-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова

М. Ю. Лермонтов всю жизнь страдал от непонимания людей. Это было связано с его чрезмерным увлечением идеями романтизма, а также с политическими убеждениями. К концу жизни он уже настолько свыкся со своим образом нелюдимого человека, что даже находил в нем определенный интерес. Это самым непосредственным образом сказалось на его личной жизни. Поэт стремился к созданному в воображении женскому идеалу, но не мог найти его в реальности. В последние годы жизни он увлекался В. Лопухиной. Девушка отвечала ему взаимностью и была готова согласиться на брак. По свидетельству современников Лермонтов сам отказался от своего счастья. Он считал свою судьбу неудавшейся и не видел никаких перспектив. Поэт боготворил Лопухину, но боялся, что браком обречет любимую на совместные страдания. В этом благородном стремлении видно, насколько Лермонтов потерял цель и смысл своего существования. Примечательно, что окончательный ответ Лопухиной он дал перед второй ссылкой на Кавказ. Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841 г.) посвящено Е. Быховец, с которой поэт встретился по пути в ссылку и открыл девушке свою душу.

Стихотворение относится к чистой любовной лирике. Оно проникнуто очень печальным и трагическим настроением. Утверждают, что Е. Быховец была очень похожа на Лопухину, поэтому Лермонтов видел в ней свою возлюбленную и решился на очень откровенный разговор. Признавая невероятную красоту молодой девушки, поэт с сожалением восклицает, что его сердце принадлежит другой. Он считает, что его молодость и мечты давно погибли, но получили временное воскрешение при взгляде на собеседницу.

Разговаривая с Е. Быховец, Лермонтов не может избавиться от воспоминаний о любимой. Внешнее сходство девушек приводит к тому, что поэт занят «таинственным разговором» с мысленным образом Лопухиной.

Лермонтов упоминает о возлюбленной только в прошедшем времени. Более того, он описывает ее с помощью образов «уста… немые», «угаснувшие очи». Этим автор подчеркивает, что навсегда похоронил свою любовь. Поездку на Кавказ он считает сознательным поиском смерти, поэтому прощается со всем, что еще связывает его с жизнью.

Многие стихотворения Лермонтова стали пророчествами о собственной смерти. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» — одно из них.

М. Ю. Лермонтов был очень влюбчивым человеком, поэтому в его творчестве много стихотворений, посвященных нежному чувству. Одним из последних произведений этого пласта стало «Нет, не тебя я пылко так люблю». Его изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, не тебя я пылко так люблю» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано летом 1841 г. незадолго до роковой дуэли, посвящено Екатерине Быховец

Тема стихотворения – любовь, которая хранится в сердце с юных лет; откровенное признание девушке об истинных чувствах

Композиция – Анализируемое стихотворение не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые».

Эпитеты «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно появилось в блокноте Михаила Юрьевича летом 1841 г. Посвящено произведение Екатерине Быховец, родственницей Лермонтова, с которой он встретился незадолго до написания стихов. Девушка очень понравилась поэту. Позже выяснилось, что причиной симпатии оказалась схожесть Екатерины с Варварой Лопухиной. Вот почему лирический герой стихотворения признается, что любит не девушку, а свое «прошлое страдание» .

Варвара Лопухина - самая большая любовь поэта. С ней Лермонтов познакомился еще в юности. Тем не менее, молодым людям не суждено было идти по жизни рука об руку. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом отправился служить на Кавказ. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьезных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая ее поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.

Тема

Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает ее сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.

Уже в первых строках мужчина признается девушке, что любит не ее, не блистание ее красоты, а свое прошлое. Адресат строк напоминает лирическому герою о его молодости. Далее он рассказывает, что означает его «долгий взор» . Это вовсе не влюбленность, а таинственный разговор с любовью своей юности. Во внешности девушки герой пытается узнать «подругу юных дней» . И ему действительно чудятся уста и очи некогда родного человека.

Композиция

Композиция произведения предельно проста. Оно не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов, каждый из которых постепенно приближает читателя к правде.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как лирический герой с грустью говорит о возлюбленной, с которой не суждено быть вместе. Стихотворный размер - пятистопный ямб. В тексте использована кольцевая рифмовка АВВА.

Средства выразительности

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи чувств лирического героя. В тексте преобладают метафоры : «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые» . Эпитеты придают монологу чувственности - «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.

Но нельзя забывать, что и поэты тоже любили, а их знаменитые любовные признания подчас были адресованы тем, кто не ответил взаимностью.

Не избежал подобной участи и молодой поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. За свою недолгую 27-летнюю жизнь он не один раз влюблялся, но так и не дождался взаимности. Еще семнадцатилетним юнцом он признавался, что не может «любовь определить», но «страсть сильнейшая – любить» ему необходима. Девушек, разбивших сердце поэта, было немало, каждой он посвятил несколько стихотворений. Но, пожалуй, самым трагическим можно считать стихотворение, написанное Лермонтовым летом 1841 года, незадолго до своей последней дуэли.

Посвящено оно Екатерине Александровне Быховец, дальней родственнице Лермонтова, который был для нее правнучатым братом, а он называл ее кузиной. Именно дружеские чувства к Катеньке позволили ему доверить ей историю своей давней любви к Варваре Лопухиной, сестре сослуживца. Когда-то пылко влюбленный, Мишель Лермонтов даже собирался жениться на этой замечательной девушке, но зачисление в школу юнкеров и дальнейшая служба в Петербурге помешали устроить ему личную судьбу. Вареньку выдали замуж, причем за человека, который был ее значительно старше, ведь предложения от Лермонтова так и не последовало, а узнав об этом, поэт тяжело пережил измену (как он считал!) любимой девушки и написал по этому поводу множество лирических произведений.

Екатерина Быховец, встретившая Лермонтова в Пятигорске, выслушала эту печальную историю и решила: Мишель оттого ее и полюбил, что находил сходство с Варенькой. Однако это не расстроило девушку, наоборот, она поддерживала поэта все это время и даже встречалась с ним в день дуэли – 15 июля. По воспоминаниям Екатерины Григорьевны, Лермонтов, расставаясь, поцеловал ей руку и сказал, что «счастливее этого часа» в его жизни больше не будет.

Однако стихотворение «Нет, не тебя … » , адресованное Е. Быховец, было написано чуть раньше в Пятигорске. Созданное в жанре элегии, оно передает грустные воспоминания о прошлой любви. Стихотворение больше напоминает диалог, вступая в который, герой отвергает чувства к своей нынешней собеседнице, сразу в первой строфе утверждая эту мысль: «Нет, не тебя так пылко я люблю» . Ведь даже «сердцем» он говорит не с ней.

Далее герой признается, что в героине любит только «прошлое страданье» и свою погибшую молодость. Эта горечь воспоминания о прошедших днях звучит в каждой строке стихотворения. Попытка обрести любовь ничтожна: женщину, находящуюся рядом, герой отвергает, наверняка, ее этим обидев, а образ его вечной избранницы настолько угас в памяти, что ее черты он ищет в чертах своей нынешней собеседницы, что порождает только «в глазах огонь угаснувших очей» .

Традиционный для поэзии Лермонтова мотив одиночества звучит в этом произведении даже с большей силой: находясь рядом с одной девушкой, он мучительно пытается вспомнить все, что связано с другой. Во второй строфе герой как будто пытается объяснить свое поведение, используя метафору: «Но не с тобой я сердцем говорю» . Эта двойственность состояния героя, когда в глаза одной он «вникает долгим взором» , а с другой пытается говорить сердцем, вызывает сочувствие к тому, кто не может обрести и внутренней гармонии, и обыкновенного человеческого счастья.

Анафора, использованная автором в последнем четверостишии, последовательно ведет читателя к неминуемой развязке: каждый понимает, что надежды что-либо изменить не остается. В реальности герой давно потерял истинный смысл любви, поэтому навязчивое желание уйти в прошлое, в воспоминания никак не соотносится с возрастом человека, который еще не перешагнул тридцатилетний рубеж.

Жить воспоминаниями – удел стариков, но не юношей. Именно поэтому стихотворение оставляет неприятный осадок в душе, ведь молодой, полный сил юноша достоин не жалости, которая, как утверждал герой пьесы М. Горького «На дне» Сатин, «унижает человека», а восхищения и поддержки. Молодым время цвести, а не тлеть!

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова