Павел петрович после дуэли. Какие качества Базарова и Кирсанова раскрываются в сцене дуэли? Ваше личное мнение? Отъезд Базарова, жизнь у родителей

Тема урока: « Роль сцены дуэли Базарова с Павлом Петровичем

Кирсановым в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цель : осознание учащимися практической значимости материала и ценности совместной деятельности, обучение групповым способам деятельности, развитие критического мышления, содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; организация деятельности учащихся по изучению и углубленному анализу текста романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Задачи:

Развивать умение сравнивать, находить различия и сходство в изображаемых художниками слова предметах, явлениях, героях;

Развивать умение определять тему урока по анализируемому материалу;

Способствовать у учащихся коммуникативной компетентности в общении при решении совместных задач;
- воспитывать интерес к художественной литературе, уважение к родному слову;

Воспитывать внимательное отношение и уважение к человеческой личности.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Работа в парах. Определение темы урока.

3. Беседа по вопросам к тексту.

4. Работа в группах. Анализ сцен гл.XXIV романа.

5. Ответ на основной вопрос урока. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Определение темы урока по отрывкам из пройденных произведений . Работа в парах.

(1) А.С.Пушкин «Капитанская дочка», гл.VI «Поединок» со слов: «Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки…» до слов: «В эту минуту я готов был растерзать его»; 2) А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл.VI , строфы XXXII «Недвижим он лежал, и странен был томный вид его чела…» и XXXIV «Что ж, если вашим пистолетом сражен приятель молодой…»; 3) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», гл. «Княжна Мери» со слов «Пробегаю в памяти все мое прошедшее…» до слов «И может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно».)

После выполнения задания формулируется тема урока.

3. С момента возвращения Базарова с Аркадием в Марьино начинается второй композиционный круг в романе «Отцы и дети». Аркадий вскоре уезжает из отцовского имения, а на оставшегося в доме Кирсановых Базарова «нашла лихорадка работы», он словно заставляет себя забыть о том, что произошло в Никольском, о романтический чувствах, которые вызвала в нем А.С.Одинцова.
Зачем же автору понадобилось испытывать своего героя на прочность, еще раз сталкивая его с Павлом Петровичем Кирсановым?

Поединок, описанный в романе Тургенева, кажется странным, «необычаен до смешного», в первую очередь, потому, что происходит между людьми, относящимися к разным поколениям («отцам» и «детям»), к различным социальным группам (дворянин-аристократ и разночинец, «плебей»), имеющим резко отличающиеся взгляды на жизнь.

Что говорит о причинах дуэли Павел Петрович Кирсанов? («Я вас терпеть не могу, я вас презираю…»)

Но взаимное презрение, даже ненависть, не дают возможности определить оскорбленное лицо, честь которого должна быть восстановлена в результате дуэли.

Повод (сцена в беседке, подсмотренная П.П.Кирсановым, – гл.XXII , когда Базаров поздравил себя с «формальным поступлением в селадоны») тоже не выдерживает критики, так как П.П. вместо того, чтобы испытывать свой «рыцарский дух», по словам Базарова, просто мог предложить последнему покинуть имение Кирсановых.

4. Работа по группам.

I группа – сцена «вызова» на дуэль (с начала глава XXIV до слов внутреннего монолога Базарова: «Скверно, скверно».)

II группа – ночь Базарова перед дуэлью и сама сцена поединка до слов: «Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику».
III группа – после дуэли (с вопроса Базарова: «Вы ранены? » - до слов: «Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам, особенно когда нельзя ни объясниться, ни разойтись».)

Задание выводится на доску:

- В чем вы видите несоответствие происходящего дуэльным правилам?

- Каково отношение героев к происходящему?

- Соотнесите сцены с соответствующими отрывками из произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, сделайте вывод.

Подведем итоги.

Комичная сцена подчеркивает драматизм ситуации: «недруги», понимая бессмысленность, нелепость того, что произошло, чувствуют опустошенность. («Молчание длилось, тяжелое и неловкое. Обоим было нехорошо».) В этой дуэли нет победителя, есть только побежденные.

5. Ответ на основной вопрос урока.

Какова роль сцены дуэли в романе «Отцы и дети»?

Именно в этой главе И.С.Тургенев говорит о «погибшей жизни» Павла Петровича Кирсанова. Почему, рисуя раненого П.П., автор в конце главы пишет: «…его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца…Да он и был мертвец»?

Базаров же, покидая Марьино, с досадой и горечью бормочет: «Барчуки проклятые».

Для него это окончательный разрыв с «отцами», определяющий и разрыв с Аркадием. Прощаясь с ним в Никольском, Базаров скажет: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает…

Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» (Местоимение «наша» еще больше подчеркивает совершенное одиночество героя.)

С другой стороны, возможна ли была дуэль в первое посещение Базаровым имения Кирсановых, до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой? Почему?

(У Базарова «ум с сердцем не в ладу». Дуэль – отражение смятения героя, неразрешимых противоречий в душе его и, как следствие, предопределяет трагическую гибель Базарова от, казалось бы, случайного пореза.)

5. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Сцена дуэли в романе И.С.Тургенева как отражение противостояния «отцов» и «детей».

«Отцы и дети»

Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошел в литературу, с одной стороны, как часть дворянского быта той эпохи, с другой - как приём, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки. В романе «Отцы и Дети» к моменту дуэли кульминация во взаимоотношениях героев Базарова и Павла Петровича, уже позади (10 глава, спор за чаем). Роль эпизода дуэли в этом произведении – показать дворянский обычай как пережиток. Дуэль, как и всё произведение, направлена «против дворянства как передового класса».

Эпизод пропитан авторской иронией от начала и до конца. Курьезна уже сама причина дуэли, ведь общепринятым было или драться из-за «прекрасной дамы», или смывать кровью нанесённое оскорбление. Здесь же Павел Петрович вызывает Базарова из-за того, что подсмотрел невинный поцелуй своего врага и Фенечки, к которой, кстати, Павел Петрович был неравнодушен. Она непонятно по какой причине напоминала ему любимую прежде женщину. Это, несомненно, снижает образ Павла Петровича, придает ему комический оттенок, ведь простолюдинка Фенечка не ровня загадочной княгине Р.

Почему Базаров принимает вызов? Он считает, что «с теоретической точки зрения дуэль – нелепость, ну а с практической точки зрения – другое дело». Согласившись следовать устаревшему аристократическому обычаю, он тем самым разрушает нигилистическую идею. На протяжении всего романа автор заставляет Базарова нарушать заповеди нигилизма.

В завязке эпизода Базаров – в безвыходном положении, ведь противник сделал вызов с тяжёлой тростью в руках. При мысли о возможном оскорблении «вся его гордость так и поднялась на дыбы». Нелепость и комичность этой сцены подчеркивают слова Базарова: «Как красиво и как глупо! Экою комедию отломали! Умные собаки так на задних лапах танцуют».

Приняв вызов, Базаров, возможно, чувствует близость смерти. Вечером перед поединком он даже начинает письмо к отцу, но бросает его с мыслью: «Я ещё долго на этом свете маячить буду». Слово «маячить» отражает душевное состояние героя, который переживает кризис после разрыва с Одинцовой.

Тургенев опять отступает от принятого в русской литературе изображения дуэли. Участники дуэли традиционно подводили итоги своей жизни (Онегин, Печорин). Для Базарова же временем осмысления прожитой жизни станет предсмертная болезнь, а не дуэль.

Итак, наступило «славное, свежее утро». Тургенев с большим мастерством рисует природу перед поединком. Она не зависит от событий, происходящих вокруг, а остается неизменно красивой. Этой картиной писатель ещё раз подчеркивает мысль о том, что все остро политическое, сиюминутное уходит на второй план перед вечным. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы … говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной», - будет написано в финале романа.


И в это прекрасное утро Базаров вместе с Петром отправляется к назначенному месту. По пути они встречают мужика, появление которого ещё раз оттеняет бессмысленность дуэли: «Вот этот тоже рано поднялся, да, по крайней мере, за делом, а мы?»

Павел Петрович пытается выполнить все правила и формальности поединка. Напротив, в каждом действии Базарова. просматривается ирония по поводу этих формальностей («Я буду отмерять шаги», потому что «ноги у меня длиннее»). Он с издевкой относится ко всем действиям и словам Павла Петровича. Когда тот предлагает «соблаговолить выбрать» пистолеты, он отвечает: «Соблаговоляю!» Даже назначение Петра секундантом - ещё один способ поиронизировать над Павлом Петровичем.

Кульминацией этого эпизода является ранение Павла Петровича. Даже в эту «трагическую» минуту автор не оставляет иронического тона, которым сообщает о появлении струйки крови на белых щегольских панталонах – как «красиво»! Хотя ранение не серьёзно, Павел Петрович теряет сознание. Этим писатель подчёркивает его слабость. Комичным выглядит побег секунданта: «Пётр! поди сюда; Петр! Куда ты спрятался?»

После ранения Базаров проявляет свои лучшие качества, оказывая помощь своему бывшему врагу. «Теперь я уже не дуэлист, а доктор», - произносит Базаров, и в его словах чувствуется облегчение от того, что он наконец избавился от навязанной ему роли «дуэлиста».

Сцену дуэли обрамляет появление мужика с лошадью, важное не только в композиционном, но и в идейном смысле, подчеркивающее контраст между народом и обоими героями.

Эпизод дуэли завершается отъездом главного героя. Становится понятно, что поединок так и не разрешил конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым, между «отцами и детьми», а лишь формально примирил их. «Павел Петрович пожал ему руку», «но Базаров остался холоден, как лёд. Он понимал, что Павел Петрович хотелось «повеликодушничать».

Центральные персонажи романа «Отцы и дети» Базаров и Павел Петрович Кирсанов – герои-антиподы, хотя между ними есть и нечто общее: оба самолюбивы, категоричны, при этом они порядочны, искренны и по-своему привлекательны. Все это, как, впрочем, и пропасть, которая их разделяет, мы видим как в эпизоде дуэли, так и в других эпизодах.

В произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети» показаны полностью противоположные по своим взглядам люди – Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Если же первый – выходец из простой семьи, нигилист, который может разговаривать на равных и с аристократами, и с крестьянами, то второй – это и есть аристократ, считающий, что жить без устоев и принципов нельзя, что простые люди не ровня ему.

В X главе автор описывает словесную перепалку между двумя героями. Хоть Базаров и Павел Петрович часто спорили, но эта словесная дуэль была самой яростной: Кирсанов утверждает, что отрицание искусства, авторитетов и прежних основ общества – глупость, в то время как Базаров считает то же искусство бесполезнейшей частью этого мира.

По моему мнению, в данном споре нельзя выявить победителя, ведь каждый прав по-своему. Этот конфликт между двумя героями произошел из-за того, что они принадлежат к разным поколениям, оттого их мировоззрения так сильно отличаются друг от друга. Но между тем неприязнь между персонажами была сильной и до самой перебранки, так что я считаю, что она была неизбежна.

Во время уже физической дуэли Базаров ранил своего оппонента в ногу, как следовало врачу, он оказал ему помощь. Можно сказать, что этот поединок стер грань между Павлом Петровичем и Базаровым, о чем говорит согласие первого со словами Евгения, которых ранее он не принимал: “Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме… Именно, как ты говоришь, станем исполнять наш долг, и посмотри, ты еще и счастье получил в придачу”. То есть Павел Петрович говорит Николаю Кирсанову, чтобы тот, наконец, женился на девушке, которая уже родила ребенка Николаю, Фенечке, хотя ранее он бы и представить не мог, чтобы человек дворянского рода связал себя узами брака с простой крестьянкой.

В итоге можно сказать, что у Базарова и Павла Петровича намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд, и даже такие противоположные по своим взглядам люди способны найти общий язык.

Первый «поединок» - словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича. Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично). Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.

Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком. Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой. Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.

Х глава – главный идеологический поединок героев. Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов. Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.

Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:

· по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);

· по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;

· по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);

· по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.

Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.

Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами». Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо. Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.



Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри. Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.

Анализ эпизода преддуэльного объяснения Базарова и Павла Петровича (глава ХХIV)

Между идеологической дуэлью в Х главе и преддуэльным объяснением происходит целый ряд событий в жизни Базарова, существенно смягчающих жёсткий образ начала романа. Этому способствует следующее:

· спор с Аркадием в стоге сена, где Базаров, может быть, впервые остро почувствовал своё одиночество и признал свою самоломанность;

· посещение родителей, которое высветило новые, мягкие грани души героя, его бережное отношение к родителям, привычно скрытое под грубовато-ироничной маской;



· встреча с Одинцовой и нелепая сцена объяснения в любви, впервые показавшая Базарова до беспомощно страстным и не совсем понятым;

· сцена в беседке с Фенечкой, отразившая процесс усиления борьбы героя со своей натурой.

Что отличает именно эту сцену? Она интересно построена композиционно: герои несколько раз словно перехватывают друг у друга инициативу. Кроме того, именно здесь после долгого перерыва схлёстываются с ещё большей остротой «отцы» и «дети». Более ярко, чем прежде, в этом эпизоде проявляются характеры двух героев. Не так, как раньше, заканчивается этот последний из психологических поединков, и герои неожиданно оказываются на грани настоящего, физического кровопролития.

Перед этим поединком герои чувствуют себя по-разному. Базаров находится в непривычном для него состоянии смятения, обычная работа не ладится. Он испытывает досаду на самого себя после двух подряд неуклюжих действий по отношению к двум женщинам – к Одинцовой в сцене признания в любви и к Фенечке в сцене с поцелуем в беседке. Однако, как и прежде, он вполне равнодушен к Павлу Петровичу и дальнейших ссор с ним не ищет. В то же время негодование Павла Петровича против Базарова достигло высшей точки, и последней каплей стал поцелуй в беседке.

Впрочем, в отличие от прошлых споров, возникших стихийно, к этому поединку Кирсанов готовится, и в этом его исходное преимущество.

В начале сцены Базаров непривычно неуверен в себе. После первой же реплики Базарова идут слова автора: «…ответил Базаров, у которого что-то пробежало по лицу, как только Павел Петрович переступил порог двери». Раньше неопределёнными местоимениями состояние Базарова (по законам «тайной психологии») Тургенев не характеризовал.

И далее – когда Павел Петрович сказал о дуэли, автор пишет: «Базаров, который встал было навстречу Павлу Петровичу, присел на край стола и скрестил руки». Полужесты «встал было», «присел» также не характерны для Евгения. Сразу после вызова на дуэль: «Базаров вытаращил глаза».

Смятение Базарова в этот момент отражается и на его речи. Обычно он говорил грубовато, резко, отрывисто. А здесь привычные обороты типа «да уж куда ни шло!» сопровождаются более присущими Кирсанову фразами: «Очень хорошо-с», «Вам пришла фантазия испытать на мне свой рыцарский дух».

В свою очередь Павел Петрович пытается сдержать своё волнение, во-первых, излишней подчёркнутой вежливостью и официальностью тона. Во-вторых, не сбросить эту маску и выдержать заданный тон ему помогает специально взятая для такого случая «красивая трость» - символ аристократического превосходства. Трость, как символическая деталь, прошла через весь эпизод. Базаров назвал её «палкой» - инструментом возможного насилия.

После признания Кирсанова «Я вас презираю» ссора достигла кульминации: «Глаза Павла Петровича засверкали… Они вспыхнули и у Базарова». Именно в этот момент Базаров овладевает собой и пускает в ход привычное оружие иронии, начиная словно передразнивать соперника, почти дословно повторяя окончания каждой реплики Кирсанова. Это не проходит незамеченным. Кирсанов говорит: «Вы продолжаете шутить…» Но на этот раз Павел Петрович не выйдет из себя, как это бывало прежде. Почему? Базаров, хоть и шутил, но не переходил границы дозволенного. Кроме того, помогла присутствовавшая рядом трость – своего рода напоминание об аристократизме, символ терпеливости, опора.

Каждый из героев на протяжении сцены старательно скрывает от другого свои подлинные чувства. Кирсанов за ширмой вежливости скрывает обиду, ревность, негодование, а Базаров за ширмой иронии – растерянность и раздражение на самого себя.

Похоже, что этот психологический поединок выигрывает Павел Петрович, добившийся своего практически по всем пунктам. А Базаров после его ухода ещё более потерял присущее ему внутреннее спокойствие, недоволен собой, испытывает не присущие ему угрызения совести и нравственные переживания, открыв для себя тайную влюблённость Павла Петровича в Фенечку.

Во время самой дуэли, после выстрелов, оба соперника ведут себя достойно. Базаров исполняет свой врачебный и человеческий долг, проявляя ещё недавно ненавистное им благородство, а Павел Петрович мужественно и даже с юмором переносит боль и теряет всякое негодование по отношению к Базарову.

Произведение “Отцы и дети” является своеобразной темой для споров либеральной половины населения с половиной демократической, у которых рознятся взгляды. Когда автор писал данный роман тема человеческой свободы, либерализма, и демократии была очень актуальна на нашей родине, что собственно и поспособствовало развитию сюжетной линии романа.

В романе нам повествуют историю двух друзей Базарова, который является демократом, и Кирсанове, который приверженец либерализма. Их дружба складывается весьма странно. Они постоянно спорят на политические темы, и иногда их споры заканчиваются чуть - ли не лёгкой потасовкой. Но в большинстве своём данные споры заканчивались на мирной ноте, пока не настал роковой день. В один из таких споров друзья решают разрешить свои извечные споры дуэлью, аргументируя это тем, что бог их рассудит.

Перед дуэлью Базаров изрядно нервничает, из-за чего ему снятся плохие сны, и он приходит на дуэль не выспавшимся. Далее по ходу дуэли он ранит своего друга Кирсанова, но к его счастью, не смертельно. После дуэли Базаров покидает дом Кирсанова и уезжает.

Из данного отрезка произведения автор показывает нам столкновение двух различных мнений. Так как Базаров является приверженцем демократии, а его друг Кирсанов либерализма, у них разгорается конфликт мнений, из-за чего позже Кирсанов и получает ранение. Хотя, несмотря на это, каждый остался в хорошем расположении духа, так как оба добились чего хотели, а именно Кирсанов добился уезда Базарова, а второй в свою очередь отстоял своё мнение и убеждения. Из данного эпизода автор старался сказать нам, что различные мнения могут заставить людей пойти на убийство, ведь каждый из них был готов к смерти своего оппонента, и каждый из них был готов умереть за свои убеждения. Из этого мы видим, что политические предпочтения и дружба почти всегда идут врознь, а если соединять два этих понятия, то ничего хорошего не выйдет.

В данном произведении я проанализировал эпизод из романа “Отцы и дети”, и из которого сделал вывод, связанный с политическими взглядами, и их влиянием на дружбу. Всё о чём я рассуждал в произведении описано выше, и имеет под собой чётко структурированные и аргументированные основания, но, несмотря на это моё мнение всё-таки субъективное, основанное на личных убеждениях, и оно, как и любое другое, может быть ошибочным.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Закат солнца зимой Клевера для 3 класса

    Картина Клевера «Закат солнца зимой» просто прекрасна, создана она с особой атмосферой и теплом. В этой картине художник выразил сказочную красоту природы зимой. Когда смотришь на картину

  • Борис Друбецкой в романе Война и мир Толстого образ и характеристика сочинение

    Борис Друбецкийявляется одним из центральных персонажей романа «Война и мир». Его образ неоднозначный, с одной стороны положительный качества Бориса заставляют читателей подражать ему

  • Сочинение Анализ романа История одного города Салтыкова-Щедрина

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин своим романом высмеял российское правительство и описал все его изъяны в сатирической форме.

  • Анализ рассказа Еще мама Платонова

    Становление и формирование личности человека начинается ещё в детстве, когда ребёнок делает первые шаги в социум и познаёт с окружающий мир. Этот момент очень важен для дальнейшего, успешного развития личности

  • Все начинается со слов. Ребенок рождается, и уже понимает человеческую речь, накапливает пассивный словарный запас. Слышит голос родителей, перенимает их привычки в общении