Первые психологические теории античности. II. Развитие психологии в период античности Психологи античности и их теории

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

В свою очередь, установившийся контакт предполагал не просто заимствование, а развитие плодотворных идей. При этом гениальные “ученики” довольно быстро по историческим меркам превзошли своих учителей. Именно “греческому чуду” (Э. Ренан) с его специфической интеллектуальной отвагой предстояло найти такую форму спекулятивной мысли, которая полностью преодолела бы восточный миф.

Исходным принципом толкования психологических проблем в античности явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов. Знание о душе формировалось в зависимости от эволюции мышления - укрепления инвариантного подхода к наблюдаемым психическим процессам: опосредования их как естественно-природными факторами, так и божественными причинами. Ограниченность средств познания психических явлений отражалась в потенциях их объяснения. Это, в свою очередь, порождало не только жестко детерминистские концепции души, но и “очищенные” от опытной практики умозрительные теории, сыгравшие значительную роль в становлении психологического знания. На данные обстоятельства существенный нравственный отпечаток накладывали отношения неравенства людей в развивающихся рабовладельческих полисах, что придавало некоторым психологическим взглядам ярко выраженную социально-этическую направленность.

Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии. Но, вместе с тем, они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего образа и предназначения.

Психологические взгляды античности дают основания утверждать, что древние греки первыми интуитивно реализовали принцип дополнительности (сформулированный в XX веке У.Джеймсом) в объяснении душевных явлений. Благодаря этому принципу психическое с различной степенью адекватности отражалось в античной науке путем одновременного соположения, казалось бы, противоречащих друг другу понятий и образов. Возможность, а порой и необходимость использования различных способов описания и объяснения явлений сознания сегодня уже не подлежит сомнению.


Знакомство с научными взглядами античности убеждает нас и в том, что основные парадигмы, школы и направления психологии в различных формах были рождены именно в Древней Греции. Конечно, было бы преувеличением утверждать приоритет конкретного мыслителя и его учения в формировании современных школ психологии по типу суждений: интроспективный метод впервые обозначен Сократом, а психофизиологическая проблема поставлена Аристотелем. Это было бы механической экстраполяцией и в то же время недооценкой глубины и значимости интеллектуальных достижений древних греков для современной психологии. Мир античной мысли “не ставил” и “не мог поставить” перед собой такие цели. Вместе с тем игнорировать очевидную связь психологических идей античного мира с современными направлениями психологии мы не можем. Тем более знание процесса возникновения и эволюции этих идей позволяет понимать и разрешать современные психологические проблемы.

Античные психологические взгляды отражены довольно широким кругом теоретических концепций и представлены не меньшим спектром школ и ученых. Данное обстоятельство не позволяет отразить все многообразие психологического знания древнегреческого мира: такая задача по своей сути была бы абсурдной. Но даже описание концепций представленных в пособии авторов, их научного поиска, наследия и вклада в развитие учения о душе убеждает в безбрежности и актуальности для нашего времени античной мысли.

Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке - в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе - в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в этот период были сформулированы главные проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).

Первые психологические теории античности

Пифагор (6 в. до н.э.) отрицал равенство душ, равенства нет в природе вообще. У всех людей разные способности. Считал необходимым поиск способных людей и их специальное . Идеи Пифагора наложили отпечаток на теорию Платона об идеальном обществе. Пифагор пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель - очищение (отпечаток идеи о карме и перевоплощениях души).

Гераклит (6-5 вв. до н.э.) считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний - и разум. Разум выше. Гераклит считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и наконец умирает.

Софисты - учителя мудрости, обучали не только философии, но и психологии, риторике, общей культуре. Протагор. Изречение: « есть мера всех вещей». Он говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, о размытости понятий добра и зла. Большое значение придавал ораторскому искусству.

Демокрит (470-370 гг. до н. э.). Книга «Большой мирострой». Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое . Душа смертна. После смерти тела душа рассеивается в воздухе. Душа находится в нескольких частях тела. Теория истечений: теория познания. Соприкосновение 8ЙД0ЛЫ (невидимые глазу копии окружающих предметов) с атомами души и составляет основу ощущения, именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. Все наши ощущения являются контактными. Теория истечений объясняла феномены восприятия. В теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе - и , которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Причем мышление даст нам больше знаний, чем ощущения. Демокрит ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус, их придумали люди для своего удобства. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине. считал трудным делом.

Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) Разработал известное учение о , основанное на сочетании четырех видов жидкости и организме: , слизи, желчи черной и желчи желтой. Он первым заговорил об человека.

Классический период античной психологии

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ученый Греции. Работа «О душе». Родился в семье медиков и сам получил медицинское образование. В Афинах изучал философию в школе Платона. Был наставником сына Александра Македонского. Создал свою школу-лицей, которая существовала 6 веков. Считал, что разделение души и тела - невозможный и бессмысленный акт. Душа - это форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом.

Существует три вида души: растительная (способна к размножению и питанию), животная (обладает еще четырьмя функциями: стремлением, движением, ощущением и памятью), разумная (только у человека, обладает способностью к мышлению). Впервые предложил идею генезиса, развития - переход от одной формы жизни к другой, а именно от растительной к животному миру и к человеку. Вывод: растительная и животная души - смертны, т.е. появляется и исчезает одновременно с телом. Разумная душа не материальна и бессмертна. Ввел понятие нус - всеобщий разум. Мус служит хранилищем разумной части души человека после его смерти. У новорожденного знания не осознаются, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения (Платон, Сократ). Новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. оно вечно меняется. Ввел понятие общего чувствилища и ассоциации. На этапе переработки знаний в общем чувствилище происходит выделение модальных ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.), а затем их хранение и объединение образов предметов и в их первичные системы. Выделил два типа мышления: логическое и интуитивное. Интуитивное - актуализация тех знаний, которые есть у человека (Платон). Провел разграничение разума - практического (направленного на руководство поведением) и теоретического (накопление знаний). Регуляция поведения может осуществляться эмоционально и разумом.

Психологические концепции эллинизма

Школа киников исходила из того, что каждый человек самодостаточен, т.е. имеет самое необходимое для духовной жизни в себе самом. Единственный путь для нравственного самосовершенствования - это путь к себе, путь, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Поэтому они отказывались от комфорта, благ, которые дает общество, бродяжничали.

Школа Эпикура («Сад Эпикура»). На ее воротах была помещена надпись: «Странник, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо». Эпикурийцы считали: все, что вызывает приятные чувства, является нравственным. У них отсутствовали критерии добра и зла. Последователь Эпикура Лукреций считал, что все наши заблуждения - от неправильных обобщений, от разума, в то время как органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем правильно распорядиться. Не разум, а управляют поведением.

Стоики. Говорили о внутренней независимости, автономии, подчинении законам, выполнении ролевых обязанностей (Сенека, Катон, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий). Изучали процесс познания, что отразилось на понимании души. Стоики выделяли 8 частей души, из которых только одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолжение рода. Один из главных постулатов этой школы гласил, что человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам мира, в который попадает. Они утверждали, что человек только актер в той пьесе, которую ему предоставила судьба. Концепция стоиков была основана на в человека, в могущество его разума. Единственным ограничением для свободы и нравственного самосовершенствования человека являются аффекты.

Общий очерк развития античной психологической мысли

С древнейших времен происходило взаимодействие культур: идеи и духовные ценности, сложившиеся в недрах одной культуры, оказывали воздействие на другие. Поэтому особенности древнегреческой цивилизации не должны рассматриваться изолированно от достижений Востока.

Это относится и к античной философии, охватив шей всю совокупность научных взглядов. Зарождение ее было обусловлено коренными изменениями в материальной жизни людей, своеобразной "промышленной революцией", связанной с переходом от бронзы к железу в сфере производства.

Широкое применение в производстве получает рабский труд. Происходит интенсивный рост торгово-ремесленных элементов, возникают полисы (города-государства), ремесло отделяется от сельского хозяйства. Широко развернувшаяся классовая борьба между старой аристократией и новыми социальными группами привела к установлению нового типа рабовладельческого общества – рабовладельческой демократии.

Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое расширение экономических связей, установление морской гегемонии – все это производило глубокие преобразования в жизни и сознании древних греков, от которых новые обстоятельства требовали предприимчивости, энергии, инициативы. Расшатываются прежние верования и легенды, быстрыми темпами идет аккумуляция положительного знания – математического, астрономического, географического, медицинского. Укрепляются критический склад ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений. Мысль индивида устремляется к высоким обобщениям, охватывающим мироздание в едином образе. Появляются первые философские системы, авторы которых берут за первооснову мира, рождающую все неисчерпаемое богатство явлений, тот или иной вид материи: воду (Фалес), неопределенное бесконечное вещество "алейрон" (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).

Возникает не только новая картина мира, но и новая картина человека. Индивид выводился из-под власти мифологических существ, обитающих на Олимпе. Перед ним открывалась перспектива постижения законов бытия посредством наблюдения и логической работы ума. Принимая решение, индивид уже не мог полагаться на сверхъестественные силы. Ему оставалось руководствоваться собственным планом, ценность которого определялась степенью близости к миропорядку.

Гераклитовы идеи о неразрывной связи индивидуальной души с космосом, о процессуальном характере (течении, изменении) психических состояний в единстве с допсихическими, о различных, переходящих один в другой уровнях душевной жизни (зачатки генетического подхода), о подчиненности всех психических явлений непреложным законам материального мира навсегда вплелись в ткань научно-психологического знания.

Новые учения возникают не в континентальной Греции с ее земледельческим укладом, а в греческих колониях на побережье Малой Азии: в Милете и Эфесе – крупнейших торгово-промышленных и культурных центрах того времени. С утратой этими центрами политической самостоятельности восток древнегреческого мира перестает быть средоточием философского творчества. Им становится запад. Возникают учения Парменида (конец VI века до н.э.) в Элее и Эмпедокла (490-430 гг. до н.э.) в Агригенте на острове Сицилия, распространяется философия полумифического Пифагора с острова Самос.

После греко-персидских войн (V век до н.э.) экономический подъем и развитие демократических институтов способствовали новым успехам философии и науки. Наиболее крупные из них связаны с деятельностью Демокрита из Абдер, создавшего атомистическую теорию, Гиппократа с острова Кос, воз зрения которого на организм имели значение не толь ко для медицины, но и для философии, Анаксагора – уроженца Клазомен, который, придя в Афины, учил, что природа построена из мельчайших материальных частиц – "гомеомерий", упорядочиваемых внутренне присущим ей разумом.

Афины в V веке до н.э. – центр интенсивной работы философской мысли. В этот же период раз вернулась деятельность "учителей мудрости" – софистов. Их появление было обусловлено расцветом рабовладельческой демократии. Возникли учреждения, участие в которых требовало красноречия, образованности, искусства доказывать, опровергать, убеждать, т.е. эффективно воздействовать на сограждан не внешним принуждением, а путем влияния на их интеллект и чувства. Софисты за плату обучали этим умениям.

Против софистов, доказавших относительность и условность человеческих понятий и установлений, выступил Сократ, который учил, что в понятиях и ценностях должно быть общее, незыблемое содержание.

Два великих мыслителя IV века до н. э. – Платон и Аристотель – создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества.

С возвышением Македонии (IV век до н. э.) создается грандиозная империя, после распада которой начинается новый период – эллинистический. Для него характерны укрепление тесных связей между греческой культурой и культурой народов Востока, а также расцвет в некоторых эллинистических центрах (особенно в Александрии) опытного и точного знания. Основные философские школы этого периода были представлены перипатетиками – последователями Аристотеля, эпикурейцами – последователями Эпикура (341-270 гг. до н.э.) и стоиками.

Философским учениям эллинистического периода свойственна сосредоточенность на этических проблемах. Положение личности в обществе коренным образом изменилось. Свободный грек утрачивал связь со своим городом-полисом и оказывался в водовороте бурных событий. Его положение в изменчивом мире становилось непрочным, что порождало индивидуализм, идеализацию образа жизни мудреца, неподвластного якобы игре внешних стихий.

Росло недоверие к познавательным способностям человека. Возник скептицизм, родоначальник которого, Пиррон, проповедовал полное безразличие ко всему существующему ("атараксию"), отказ от деятельности, воздержание от суждений о чем бы то ни было. В идеологическом плане учения стоиков, эпикурейцев, скептиков утверждали покорность индивида по отношению к военным рабовладельческим монархиям, возникшим после распада империи Александра Македонского. Мудрость усматривалась не в том, чтобы познавать природу вещей, а в том, чтобы вырабатывать правила поведения, позволяющие сохранить невозмутимость в круговороте социально-политических и военных потрясений.

Вместе с тем появляются новые центры культуры, где взаимодействуют различные течения западной и восточной мысли. Среди этих центров выделялась Александрия (в Египте), где были созданы в III веке до н.э. при Птолемеях библиотека и Мусей.

Мусей представлял по существу исследовательский институт с лабораториями, комнатами для занятий со студентами, ботаническим и зоологическим сада ми, обсерваторией. Здесь был проведен ряд важных исследований в области математики (Эвклид), географии (Эратосфен), механики (сюда приезжал из Сиракуз Архимед), анатомии и физиологии (Герофил и Эразистрат), грамматики, истории и других дисциплин. Нарастает специализация научного труда, складываются объединения лиц, занятых научной деятельностью (научные школы). Совершенствование техники анатомических исследований ведет к ряду открытий, важных не только для медицины, но и для психологии.

Древний Рим, развитие культуры которого непосредственно связано с достижениями эллинистического периода, выдвинул таких крупнейших мыслителей, как Лукреций (I век до н.э.) и Гален (II век н.э.).

Позднее, когда восстания рабов и гражданские войны начали сотрясать Римскую империю, широкое распространение получили взгляды, враждебные материализму и опытному изучению природы (Плотин, неоплатонизм).

Воззрения на природу психического

Анимизм. В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сврехъестественным двойником – душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом (от лат. "анима" – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Поэтому первоначальные воззрения на душу относятся не столько к истории психологического знания как такового (в смысле знания о психической деятельности), сколько к истории общих воззрений на природу.

Сдвиги в понимании природы и человека, совершившиеся в VI веке до н.э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психической деятельности.

Труды древнегреческих мудрецов привели к революционным изменениям в представлениях об окружающем мире, начало которых было связано с преодолением древнего анимизма.

Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом "псюхе", которое и дало имя нашей науке. В нем сохранились следы из начального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (ср. русские слова: "душа, дух" и "дышать", "воздух").

Интересно, что уже в ту древнейшую эпоху люди, говоря о душе ("псюхе"), связывали между собой явления, присущие внешней природе (воздух), организму (дыхание) и психике (в ее последующем понимании), хотя, конечно, в житейской практике они прекрасно различали эти понятия. Знакомясь с представлениями о человеческой психологии по древним мифам, нельзя не восхититься тонкостью понимания людьми богов, наделенных коварством или мудростью, мстительностью или великодушием, завистью или благородством – всеми теми качествами, которые творцы мифов познали в земной практике своего общения с ближними. Эта мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их "двойниками" или призраками), а жизнь зависит от настроения богов, веками царила в общественном сознании.

Изучаемый период разделятся на два:

    Досократический период - Ми­летская школа, Гераклит, Алкмеон, Эмпедокл, Анаксагор, Гиппократ, Левкипп и Демокрит.

    Сократический период (новые подходы в объяснении психического) - Сократ, Платон, Аристотель, школа стоиков, Эпикур, Лукреций Кар, Алесандрийские врачи, Гален.

ОБЩИЕ ИТОГИ (по разделу о развитии психологии в антич­ную эпоху):

1) Ведущей чертой античной психологии является ее стихийно-материалистическая направленность. Различные мыслители древности пытались объяснить природу из нее самой, из законов, присущих самой материи.

2) Большинство антич­ных мыслителей были не только материалистами, но и диалектиками. Мир представлялся им единым, бесконечно движущимся и изменяющимся.

3) Хотя природа трактова­лась древними учеными в целом нерасчлененно, как бы синкретично, однако первые попытки выделения одних явлений из совокупности других, стремление понять их место в общей картине мироздания уже тогда имели мес­то.

4) Явления душевной жизни человека не могли не привлечь внимания древних ученых вследствие их своеобра­зия и специфической природы. Именно поэтому еще на заре научного знания психические явления достаточно четко вычленялись из чисто материальных и, более того, осуществлялись попытки внутренней дифференциации от­дельных сторон души.

5) Обычно область психических яв­лений разделялась на две больших группы -познаватель­ные и побудительные силы. Пытаясь понять их природу, древние мыслители сумели высказать множество догадок, выдвинуть большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующее развитие пси­хологии и которые не потеряли своего значения до на­стоящего времени.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и перехода к рабовла­дельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни (колонизация, развитие торговых отноше­ний, становление городов и т.д.) создали условия для рас­цвета древнегреческой культуры, привели к существен­ным изменениям в области мышления. Эти изменения зак­лючались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний .

Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Ми­лет и Эфес . Названия этих городов носили и первые возникшие философские школы.

Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой , сущест­вовавшей в VI1-VI вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадле­жит заслуга в выделении психики или “души” из материаль­ных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окру­жающего мира характеризуются единством своего про­исхождения, а многообразие мира есть лишь различные состояния единого материального начала, первоосновы или первоматерии . Это положение распространялось древними мыслителями и на выделяемую ими область психического, полагавшими, что материальное и духов­ное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними только внешнее. Различие же между взглядами ученых этой школы состояло в том, какой вид конкретной мате­рии принимал каждый из этих философов за первоосно­ву мироздания.

Фалес (624-547 гг. до н.э.). В качестве первоосновы мироздания указывал воду. Доказывая, что именно вода есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде, окружена ею и сама про­исходит из воды. Вода подвижна и изменчива, может пе­реходить в разные состояния. Испаряясь, вода превраща­ется в газообразное состояние, а замерзая - в твердое. Поскольку из воды происходит и твердое и газообраз­ное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее пред­ставляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способ­ность придавать телам движение, она есть то, что зас­тавляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Душа приписывалась, напри­мер, магниту и янтарю, поскольку те обладают притя­гательной силой.

Распространяя психическое на всю природу , Фалес первым выразил ту точку зрения на гра­ницы психического, которую принято называть гилозо­измом . Забегая вперед, отметим, что гилозоизма будут придерживаться и некоторые другие философы древно­сти, например, стоики.

Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.). Принима­ет за источник всех вещей “апейрон” - такое состояние материи, которое не имеет качественной определеннос­ти , но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира. Отрицая качественную определенность первоос­новы, он полагал, что она не могла бы быть первоосновой, если бы совпадала со своими проявлениями, т.е. вещами. Подобно Фалесу, душа трактовалась Анаксимандром как одно из состояний апейрона.

Анаксимандр осуществил попытку объяснить возникновение и про­исхождение человека и живых существ. Ему, пожалуй, первому принадлежит идея зарождения живого из нежи­вого . Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом. Под действием сол­нечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка кото­рой возникают растения. Из растений развиваются жи­вотные, а из животных - человек. Сам человек произошел от рыб. Главный признак, отличаю­щий человека от животных, заключается в более длитель­ном сроке кормления ребенка грудью и в более продол­жительном постороннем уходе за ним.

Анаксимен (588-522 гг. до н.э.). В отличие от Фалеса и Анаксимандра, другой фи­лософ милетской школы Анаксимен, в качестве первоосновы принимал воздух . Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Без воздуха нет жизни. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди и других древних мыслителей.

Дополнительная

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.- 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан - М.: Академический Проект, 2007.- 576 с.- («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

1. Лафарг П. Происхождение и развитие понятия души. М., 1923.

2. Якунин В.А. История психологии.- СПб, 1998.

3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.


Античность (от лат. antiquus - древний) – термин, традиционно употребляемый в значении «греко-римская древность». Хронологически, рамки античной психологии – с VII в. до н.э. и условно до II - IV в. н.э. – это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. Все позднейшие типы европейского мировоззрения берут своё начало именно в античности, когда был заложен категориальный строй психологической науки (образ, мотив, поведение, личность, социальные отношения) и сформулированы её основные проблемы (соотношение телесного и психического, чувств и разума, мышления и речи, личности и общества, эмоций и мышления, врожденного и приобретенного и др.).

В первобытном обществе душа понималась как сверхъестественная сущность и объяснялась принципом анимизма (от лат. anima - душа, дух – форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу). В период смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом (урбанизация, колонизация, развитие товарно-денежных отношений, расцвет культуры, возникновение математики, астрономии, медицины и т.п.) душа вводится в ряд природных явлений, происходит переход от сакральности (когда знание основано на вере и не требует доказательств) к объяснению души принципом гилозоизма (от греч. hyle - материя и zоо – жизнь – философское учение об одушевленности всей природы).



Античность – неоднородный период, который условно (по приоритетным задачам и итогам) можно разделить на 3 этапа:

1. Досократический период – с VI по IV в.в. до н.э.

2. Классический период – с IV по II в.в. до н. э.

3. Эллинистический период – II век до н.э. – II век н.э. Эллинизм буквально означает распространение древнегреческой науки и культуры по всему миру (с завоевательными походами Александра Македонского), что продолжалось до возвышения Рима и начала религиозного доминирования над наукой в период средневековья.

Первый этап развития античной психологии связан с выделением философского рационального мышления из мифологии и формированием первой исторической формы науки – натурфилософии, изучающей общие закономерности общества, природы и человека. За природную первооснову души принимается тот или иной вид материи (архе ): вода (Фалес ), неопределенное бесконечное вещество «апейрон» (Анаксимандр ), воздух (Анаксимен ), огонь (Гераклит ) и др. Отметим, что Гераклит вошел в историю науки как один из первых исследователей собственно психической деятельности. Тогда же были заложены основы материалистических воззрений и методологических принципов развития (Гераклит) , детерминизма (Гераклит, Демокрит ). Наиболее последовательное выражение материализм получил в учении Демокрита, в котором первооснову мира и души составляет атом (от греч. "атом" - то, что не делится). составляет первооснову всего в мире. Поскольку душа, как и все в природе, состоит из атомов, то она является смертной, как и тело. Исходя из атомистических представлений, любая активность человека объяснялась механическим движением и столкновением атомов, независимо от воли и мотивации человека (жесткий причинный детерминизм).

На втором этапе развития научной античной мысли материализму начинает противостоять идеализм , утверждающий приоритет духовного начала над материальным: душа – бессмертна и независима от тленного тела, которое является лишь временным пристанищем души. Этим идеалисты утверждают активность субъекта вместо механистической причинности Демокрита. Причины поведения человека идеалисты видели не в столкновении атомарных потоков, а в знании нравственной истины, находящейся внутри самого человека, в его разуме. Социальной предпосылкой для зарождения идеализма стало нарастающее противостояние рабовладельческой демократии (возвышающей роль и ценность каждой личности) и монархической формы правления (предполагающей возвышение одной личности и подавление всех остальных). Перенос научного интереса от проблем мироздания к проблемам этико-психологической направленности четко отразился в философии Сократа – Платона. Аристотель, устраняя противоречие между крайними вариантами идеализма и материализма, объясняет мир с позиций целостности, единства материального и духовного. Систематизировав представления предшественников о душе, Аристотель сформулировал собственный, общебиологический подход в объяснении психических явлений, которые есть результат взаимопроникновения материального и идеального. Душа, по Аристотелю, это форма и сущность тела. Как материя не может существовать без формы, так и форма (душа) не может существовать без материальной основы (идея единства, системности, целостности ). Со смертью Аристотеля классический период античности заканчивается.

Третий этап развития античной психологической мысли характеризуется переориентацией исследовательского интереса с общетеоретических рассуждений к решению практических проблем людей, испытывающих острейшее ощущение нестабильности и небезопасности существования в жестоком мире. В исторической летописи период с IV в. до н.э. по II в. н.э. характеризуется как эпоха гражданских войн и утраты независимости Др.Греции, македонских завоевательных походов на Азию, кровопролитных сражений Рима за господство в средиземноморье, гонения зарождающегося Христианства и т.п. Специфика политической и социальной жизни привела к утрате ценности уже не только личности, но и самой жизни человека. Ведущие психологические школы по-разному решали проблему сохранения жизни и достоинства человеком в жестоком обществе. Так, в школе циников (киников) свобода личности рассматривалась через свободу от общественного мнения, знаний и благ цивилизации (Антисфен ), а также, в универсальной отрешенности от привязанностей (Диоген Синопский ). Эпикур и его школа («Сад Эпикура») призывали людей освободиться от страха смерти и руководствоваться в своих поступках разумом и нравственными принципами, приняв за основу атомизм Демокрита: «когда мы есть – смерти еще нет, когда же смерть наступает – нас уже нет». Также как и циники, эпикурейцы призывали к самоустранению от общественной жизни, которая является источником тревог, жестокости и конформизма. Представители школы стоиков, напротив, не разделяли идеи о самоустранении от общества и настаивали на социализации, адаптации человека к жизни в социуме. Общей идеей стоиков является идея рока, фатальной неизбежности как в природе, так и в судьбе каждого человека. Человек может сохранить свободу духа в любых обстоятельствах, если примет общественные обязанности без страданий, как внутреннюю необходимость.

Последней вехой развития античной психологии стало новое авторское прочтение учения Платона – теория Плотина (205 – 270) (неоплатонизм ). Плотин определяет душу человека как производное от мировой души в процессе истечения излучений творческой деятельности Бога. Основу целостности души Плотин объясняет самосознанием , которое любой психический акт преобразует в духовный , поскольку все, даже чувственные ощущения тела, связаны с деятельностью души, которая полностью является творчеством Бога.Идея Плотина о внутренней психической жизни предвосхитила принцип интроспекции , ставший основополагающим в психологии до конца XIX века. Практический смысл введения категорий самосознания и рефлексии оправдывался необходимостью переключения внимания людей от внешней трудной реальности к внутренней, т.е. душевной, созданной и наполненой Богом. На платонической теории Плотина античная психология заканчивается.

Параллельно с философским аспектом исследования души, в период эллинизма велись активные анатомо-физиологические исследования психики ( Александрийская школа врачей). Наибольшую известность и значимость имели труды Герофила и Эразистрата , описавших структурно-функциональные особенности нервной системы и головного мозга как субстрата души. Во II веке н.э. эти анатомо-физиологические открытия объединил и дополнил римский врач Клавдий Гален (130 – 200 г.г.). Он экспериментально доказывает зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы, вслед за Гиппократом продолжил развитие гуморального учения о темпераментах, изучал природу аффектов и их связь с организмом. Его учение считается вершиной психофизиологической античной мысли.

Практические задания

1. Составьте матрицу идей по заданным критериям:

«Сравнительный анализ классических теорий античности»

«Психеям смерть - стать водою, воде же смерть - стать землею; из земли же вода рождается, а из воды – психея… Сухая, сияющая огненная душа - мудрейшая и наилучшая".

3. Определите, о каком античном философе идет речь в данном фрагменте научного текста:

«Этот философ создал первую в античности философско-психологическую школу… Он один из полулегендарных "7 мудрецов Греции", впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг, предсказавший солнечное затмение 585 г. до н. э. (по свидетельству Геродота). Его имя стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще. Он первым формулирует научную проблему: "Что есть все?", нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода. Земля плавает на воде, происходит из нее, окружена ею. Вода подвижна, изменчива, переходит из одного состояния в другое и тем самым образует все сущее. Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира».

4. Составьте матрицу идей по форме

«Сравнительный анализ воззрений школ эллинизма»

5. Раскройте (кратко) сущность следующих понятий:

1) Анимизм.

2) Гилозоизм.

6) Нервизм.

7) Материализм.

8) Темперамент.

9) Идеализм.

10) Диалектика.

11) Порча разума.

12) Катарсис.

13) Атараксия.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте социальные предпосылки зарождение первого научного знания в античности, его принципы объяснения и отличия от мифологического знания.

2. Дайте характеристику представлениям о душе философов Милетской школы.

3. Как понимал природу психического Гераклит Эфесский?

4. В чем суть идеи нервизма в учении Алкмеона?

5. Охарактеризуйте психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора.

6. Дайте характеристику атомистическому учению Демокрита.

7. Объясните суть учения Гиппократа и его роли в развитии психологии.

8. Раскройте сущность объективного идеализма в философско-психологических взглядах Сократа – Платона.

9. Охарактеризуйте Учение Аристотеля о душе.

10. Охарактеризуйте основные философско-психологические концепции периода Эллинизма.

11. Дайте характеристику неоплатонизма в учении Плотина.

12. Какие достижения и открытия александрийских врачей в области анатомии и физиологии нервной системы и головного мозга повлияли на дальнейшее развитие науки?

13. Охарактеризуйте научный вклад К.Галена в психофизиологию.

14. В чем заключаются общие итоги развития психологических воззрений в античный период?