Проведение обряда: в какие дни причащают детей в церкви? Причастие

На днях к причастию принесли того, кто чаще всего прибавляет священнику, стоящему на амвоне с Чашей в руках, изрядное количество седых волос, – орущего младенца.

Этот младенец был из тех, кого «младенцами» как-то и не назовешь: приблизительно двухлетний крепкий бутуз, который сидеть на ручках у папы, а тем паче лежать головой на правой руке в позе «как грудью кормите» категорически отказывался. Он яростно вопил «не буду!», словно видел в батюшке подступающего к нему с пыточными инструментами палача, и, брызжа слезами, размахивал руками и ногами так, что пришедшая на помощь папе растерянная мама не могла его удержать…

В конце концов, мама и папа, впервые в этот день исповедовавшиеся, причастились сами, а подносить свое чадо к Чаше еще раз не рискнули. И я этому был, честно говоря, рад – от вида ребенка, которого скрутили, и которому сквозь сжатые зубы насильно впихнули-таки лжицу с каплей крови Христовой, не то что не возникает удовлетворенного чувства исполненного долга, но и просто бывает очень не по себе…

Есть такая установка: «всё лучшее – детям». Причастить ребенка, какими угодно путями влить в него заветное вещество и мнить в этом исполнение своего христианского родительского (бабушкинского, восприемнического и пр.) долга – а там уж благодать Божья сама волшебно совершит всё для чада нужное и полезное… Такой ход мысли видится мне более чем сомнительным, и снисхождение чудесной «благодати» на того, кто к ней совсем не готов, приводит на память сюжет про Данаю и сходящий на нее, ни сном ни духом ничего не соображающую, золотой дождь.

Да-да, речь здесь – именно о готовности человека (пусть даже совсем маленького) к причастию.

Есть и такое мнение среди православных ригористов: противится дитя причастию – значит, пора его на отчитку, не иначе как бесами одержимо! Вовсе нет, считать малосмысленного ребенка заведомым ярым врагом Божьим – дикость. Он именно что просто не готов к причастию. И не готов чаще всего именно потому, что не готовы к встрече с Христом его родители.

Вот оно, ключевое слово – «с Христом». О том, что в Чаше – не волшебное средство от болезней и несчастий, говорено-переговорено. Но добавим и еще нечто важное: само по себе поднесение (да и подхождение) к Чаше также не сделает человека автоматически христианином, не введет его само по себе в круг учеников, приобщающихся Христа на Тайной вечере. Потому что прежде чем за эту вечерю возлечь, ученики встретили Христа, выбрали Его как смысл своей жизни, полюбили Его и следовали за Ним, жили внутри, грубо говоря, конкретного религиозного контекста конкретными мессианскими чаяниями, с их Учителем связанными.

Проще говоря, главная подготовка к встрече и взаимообщению младенца с Христом в таинстве причастия – это христианство его родителей. Их воцерковление, их следование заповедям Евангелия, их молитва и участие в таинствах, то же регулярное причащение, наконец.

(К слову, примечу: да, бывают случаи, когда родители вроде бы вполне воцерковлены, но их чадо все равно испытывает страх или проявляет нервозность при походе в храм. Человеческий мир широк, в какую-то одну модель его не вместить, и каждый такой случай, конечно, надо рассматривать индивидуально в беседе с опытным священником).

Младенец получает просвещающую и преображающую благодать Христову, прежде всего, через родителей. Это закон, установленный Богом, а Он Своих законов не нарушает. Конечно, если родители совсем уж нехристи (или их нет рядом), то Бог силен устроить пути человека так, чтобы он все равно смог прийти в Его Царство, – но это все-таки скорее исключение, а Бог хочет от нас, чтобы мы научились жить по правилам, которые есть законы Царства. По той заповеди, которая древнему псалмопевцу виделась широкой зело и была его устам паче меда, а нам, увы, иной раз видится ненужным атавизмом и узостью…

Всё это я хотел бы, чтобы услышали не только невоцерковленные родители младенцев, но и все, считающие себя Церковью. Все мы – те, кто, стоя в храме на литургии, морщится и качает головой при виде взопревшей мамы, влачащей к амвону сопротивляющееся дитя, не понимающее, куда и зачем его влекут, чувствующее только, что насильно, явно не верящее увещеваниям, что «батюшка сладкую ягодку даст» (и слава Богу, что не верящее).

Мы с вами многое можем сделать – например, обратить внимание на своих невоцерковленных родных, близких, друзей, имеющих малых детей, и помочь им разобраться, что к чему в вере Христовой, что такое – причастие Его Тела и Крови и зачем оно. А также, что тоже очень важно, еще раз задать вопрос себе самим: а сами-то мы зачем ходим к причастию и чего именно от этого таинства ожидаем (например, в очередной раз скорбя на исповеди: «ох, батюшка, только истово поговею, правило вычитаю да причащусь – тут же соседка с разговорами пристанет, и сразу всю-то благодать теряю!..»).

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.

Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.

Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.

Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.

На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.

С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.

И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: "Причащается Раб Божий…", после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.

Вопросы о Таинстве Причащения

Ч то такое Причащение?

Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Это Таинство именуется Евха ристией, что значит «благодаре­ние».

К ак и для чего установлено Таинство Причащения?

Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

П очему надо причащаться?

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни - Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

К ак подготовиться к Причащению?

Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост - теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию - достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

К акими молитвами надо готовиться к Причащению?

Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром - утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

К ак подходить к Причащению?

Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

К ак часто надо причащаться?

Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги - в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно - не реже двух раз в месяц.

Д остойны ли мы, грешные, часто причащаться?

Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

День Причащения - это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литур­гия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.

В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено

Оплачивается ли Причащение?

Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак. Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовк е ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных ослабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней великих церковных праздников.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют... потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митропо­лит Иларион (Алфеев)).

Но детская подготовка ко причастию она особенная, индивидуальная

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно. Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли это...На данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю - другое.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию. Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого. И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете. Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником

По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.

Духовная подготовка ребенка тоже важна

Важно, помимо телесной подготовки готовить ребенка к таинству и духовно, чаще читая молитвы, читая детскую Библию, меньше смотреть мультиков, а например, заменить их на просмотр Закона Божиего, он есть в нашей галерее.

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно. Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению». Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы.

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира. Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить. Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

«Если ребенок еще без исповеди причащается – он уже должен как-то готовиться к причастию?»

– Особых правил нет, но если возможно, чтобы он не вкушал перед причастием, – это будет хорошо. Надо приучать ребенка, чтобы он с малых лет готовился к походу в храм, собирался.

«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»

– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее. Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. Главная греховность – несоответствие идеалу, святости.

Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение. Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал... Самые наши грехи - не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка. Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика... Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

«Можно расспрашивать ребенка, что ему батюшка сказал?»

– Тайна исповеди заключается не только в том, что священник не может рассказывать об услышанном на исповеди, но и тот, кто исповедовался, тоже должен ее хранить. Праздное любопытство о тайне духовной жизни греховно. Поэтому родители должны научить себя смиряться, не задавать таких вопросов.

«А если ребенок сам хочет рассказать, потому что он привык делиться во всем с родителями?»

– Тогда молчать и слушать. Со священником потом посоветоваться. Но не разжигать этот разговор, не поощрять. Все-таки разговор на исповедальные темы должен быть только на исповеди. И ребенок тоже должен уметь хранить свой внутренний мир.

«Родители могут подсказать священнику: ребенок, мол, то не делает или другое?»

– Можно посоветоваться по вопросам, смущающим родителей.

(25 голосов : 4,6 из 5 )

священник Олег Нецветаев

Далеко не всегда родители понимают, что не причащать своих младенцев - это значит без должного внимания оставлять слова Господа Иисуса Христа, Который «… сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» ().

«Младенческий возраст, - говорит известный пастырь Православной Церкви архимандрит , - самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей».

Мы постараемся разъяснить прямую жизненную необходимость породнения младенца с Богом через Святое Причащение и всю опасность оставления младенца без Причастия, а значит вне прямого приобщения ко Христу.

I.

Несколько лет назад я побывал в одном маленьком литовском городке на границе с Польшей. Городок как городок… Однако вот что меня поразило там и осталось в памяти, думаю, на всю жизнь. Было воскресное летнее утро, и я шел в местную православную к литургии помолиться. Церковь была небольшая, деревянная, очень красивая внешне и благолепная внутри. А недалеко находился католический костел, огромное сооружение из красного кирпича, местная архитектурная достопримечательность. С католического храма раздавался мерный призыв церковного колокола.

Меня поразило обилие народа на улицах тихого городка в ранний час воскресного утра. Литовцы, жители этого места, и приезжие поляки шли в католический храм. Шли нарядные, праздничные, шли семьями, взрослые держали за руки детей. Детишки тоже шли нарядные, одетые по-взрослому, радостные. Со всех сторон стекался к храму народ, на встречу с Господом. Оговоримся сразу, то не был какой-то католический праздник, а просто воскресный день. Я продолжил свой путь в нашу . Внутри было немного прихожан, что и понятно - Литва все-таки. Но за исключением сына батюшки-настоятеля, прислуживавшего ему в алтаре, ни одного ребенка в храме не было. И раньше обращало на себя внимание малое количество детей в наших храмах. Но тогда контраст невольно обратил на себя внимание: в один храм люди шли семьями, в другой - поодиночке, на пути в один храм множество детей, в другом - ни одного. Не стоит говорить, что именно тогда возник вопрос: почему так? Вопрос актуален и по сей день. Ответ на него, в общем-то, ясен. Но почему мало что меняется в нашей православной жизни? Почему, окрестив своих детей, люди не приносят их регулярно в храмы для причащения? «Некоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на дитя как на игрушку или куклу, - пишет епископ Екатеринбургский и Ирбитский Иннокентий. - Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды и пр., а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел» - в сущности упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя».

Как часто приходится слышать: «Нас этому не учили, мы этого не знаем, мы этого не понимаем, нас так воспитали, жизнь такая сложная» и т.д. и т.п. Причин для самооправдания можно найти множество, и в нашу задачу входит не укорять читателей, а помочь им понять, в частности, необходимость и важность причащения Святых Тайн Христовых, особенно для детей.

Если любого верующего православного человека спросить напрямую, надо ли приводить детей своих в храм и причащать их Христовых Тайн, то, безусловно, все ответят одинаково: «Да, нужно обязательно». Если же спросить далее, как часто надо причащать их, то опять же большинство ответит верно: «Причащать надо чаще». Отчего же в реальной жизни все происходит не так? Тут, нам кажется, целый ряд причин, но дерзнем утверждать, что основной, из которой вытекают все остальные, является недостаток в нас веры. А раз так, то как же нам удастся воспитать детей в благочестии, в любви к Богу и Его Церкви? Святая страстотерпица Императрица Александра Феодоровна говорит: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

Очень часто люди, называющие себя верующими, упрощенно понимают веру православную. Многие под верой понимают простое признание бытия Божия. Однако этого явно недостаточно, чтобы быть православным. Бытие Божие признают подавляющее число жителей Земли и не только они: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» (). Очень часто приходилось в ответ на вопрос «Вы православный?» слышать: «Да, я крещеный». Люди даже не обращают внимания и не задумываются над тем, как поставлен вопрос. И вот от смешения понятий «быть крещеным в православную веру» и «быть православным» многие, называя себя православными, ограничиваются посещением храмов по большим праздникам, довольствуются в своей духовной практике общей исповедью, считают достаточным мимоходом зайти в храм, чтобы поставить свечку и о чем-то попросить Господа, а затем снова с головой окунуться в дела житейские. Естественно, что такие люди и не причащают своих детей и не могут, по мере возрастания своих чад, воспитать их в православной вере. Недостаток собственной веры не позволяет им это сделать. Но так не должно быть и мириться с этим нельзя! Ведь в Церкви мы не просто «присутствуем» - мы реально участвуем в Богослужении, т.е. сами, руководимые священником, служим Богу, общаемся с Ним.

Скудость веры делает нас духовно немощными. И вот эта-то духовная слабость и не позволяет нам увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Мы называем себя верующими, и когда мы говорим так, то нет в нас лукавства. Мы действительно веруем в то, о чем гласит Символ веры. В этом мы честны пред Богом и людьми. Но, к сожалению, очень часто вера наша так и остается декларативной. Наш образ жизни, поведение, привязанности и многое другое, что сопровождает нас в этой жизни, свидетельствует о том, как далеки мы от православной веры. А ведь «ребенок должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, из образа мыслей, из образа жизни, из взаимных отношений членов семьи. Если он таким образом узнает Христа, Христос станет близким и родным его душе на всю жизнь».

Вера - главная христианская добродетель! Без веры не будет у нас надежды на спасение, не будет в нас и любви Христовой. Поэтому надо чаще размышлять о том, что же есть наша вера православная. Не довольствоваться тем, что мы веруем в Бога. Повторимся: большинство людей на земле верует, что имеет место Высшее творческое Начало. Только атеисты отвергают Его, но их не так уж и много на свете. Не превозноситься тем, что вот, мол, какие мы умные, постигли, что есть Бог. Вера в Господа есть дар Божий: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (). Не забывать благодарить за это Господа есть наша христианская обязанность, проявление нашей веры. И наша обязанность воспитать эту веру в детях, чтобы она вошла в них, как говорят, с молоком матери.

Наши дела должны свидетельствовать о нашей вере: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (). Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Бога - в этом он не сомневался и ранее, а в том, что доверился Богу, всецело предал себя Его воле. Доверием Богу, Его повелениям и обетова-ниям, и должен руководствоваться человек в своей повседневной жизни. «Ревность (о Господе, о спасении) -дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь… Пока есть ревность, присуща и благодать Св. Духа…» (свт. ). В противном случае религиозное воспитание ограничится неубедительными и скучными нравоучениями.

II.

Враг рода человеческого «не дремлет» и всячески пытается нас смутить и увести со спасительного пути. Сознавая это, тем более мы должны искать помощи у Господа, Божией Матери и святых угодников: «Без Мене не можете творити ничесоже» (). Надо укреплять нашу веру. Люди не задаются вопросом, почему Апостолы, ежедневно общаясь с Господом, непосредственно научаясь у Него, будучи свидетелями многочисленных Его чудес, тем не менее, просили Господа: «Умножь в нас веру» (). «Волны нашей веры - лишь прибой и отбой к нашему духу беспредельного моря божественной жизни. И он - в руках Бога; его движения и сила повинуются Господню мановению. Он учащает его темп, увеличивает его высоту и соразмеряет его силу» (еп. . В Евангелии постоянно обращается внимание на важность веры, даются прекрасные вдохновляющие примеры веры, той веры, к которой мы должны стремиться, «Истинно говорю вам: если вы будете, иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (),

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (). Надо сделать так, чтобы дети наши смогли глазами веры увидеть Сына Божия и уверовать в Него. Семена веры посеяны в нас Самим Господом. Наша задача, как со-работников Божиих, взрастить эти семена, не дать им зачахнуть и погибнуть. Мы должны крепить нашу веру по примеру Апостолов с помощью Божией. Во взаимоотношениях человека и Господа изначально лежит любовь Творца к своему творению: «Бог есть любовь» (). А одно из свойств Божиих - Его неизменяемость. Поэтому и любовь Господа к человеку изначальна и неизменна. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Ев. 13,8). Человек же, сознавая бытие Божие, но будучи на низших ступенях своего духовного развития, может проявлять доверие к Господу, стремление повиноваться воле Божией, из боязни наказания со стороны Всемогущего за свои грехи (неповиновение воле Божией) или из желания получить «награду» (благополучие личное и своих близких, материальные блага и проч.) Однако по мере духовного роста страх и корыстный расчет вытесняется любовью творения к своему Творцу. А любовь всегда плодотворна, тем более, когда она взаимна. Любое душевное качество человека проявляется в поступках его. Добрый человек творит добрые дела, какой-нибудь негодяй делает пакости. Критерием оценки нашей веры и любви являются наши дела, слова, мысли: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (); «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (; 3). Этому же научает нас и Апостол: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ().

И вот, если мы говорим, что любим своих детей, а ведь мы их действительно любим, то самым добрым делом, самым высоким проявлением этой любви будет наше стремление приобщить дитя к Богу, соединить с Ним, открыть своего ребенка для Божественной любви. Наша любовь к детям, как и вся наша жизнь, должна свидетельствовать о нашей вере. Если мы веруем, то мы любим Бога; если мы любим Его, то исполняем волю Его. Кто верит Господу, тот верит слову Божию; кто любит Его, тот любит то, что Он оставил нам для нашего блага, более того - для нашего спасения, а именно: Церковь, в которой неизменно пребывает Святой Дух со времен Пятидесятницы, учеников и апостолов, а через непрерывное во времени апостольское преемство - церковную иерархию (епископов и священников), Церковные Таинства. К сожалению, многие, не имея крепкой веры, пренебрегают этим богатством и не просят Господа умножить в себе веру. В таких людях семена веры, посеянные Господом, не дают всходов и многими людьми даже не ощущаются. Принося в православный храм окрестить своего ребенка, многие объясняют свой поступок благочестивой традицией русского народа. Такие люди, живя где-нибудь в Западной Европе, могут с таким же успехом прийти в католический храм или в протестантскую кирху. А проживая в Америке, вообще могли бы заблудиться среди множества всевозможных сект. Не удивительно, что с подобной верой многие, окрестив младенца, не приносят его впоследствии в церковь и не причащают Святых Христовых Тайн. «Современный мир, современная жизнь очень жестко ставят под вопрос веру. Мне кажется, только подлинная, истинная вера может выдержать это испытание, но любые суррогаты веры, все поверхностные подходы к вере - слава Богу! - бывают сокрушены и уничтожены» ().

Недостаток веры, ложная вера приводят к отсутствию у людей любви к Богу. Человек любящий всегда стремится к постоянному общению с предметом своей любви и разлуку с ним переживает болезненно. Так, влюбленный юноша не хочет расставаться со своей возлюбленной; любящий ребенок не представляет своей жизни без папы и мамы; человек, влюбленный в какое-либо дело, не мыслит своей жизни без него. Так должно быть и в отношении человека с Богом, но этого не происходит.

Люди «прекрасно» обходятся без своего Отца Небесного и вспоминают о Господе тогда, когда в жизни что-то стряслось. И это равнодушие, теплохладность, погруженность в дела земные, житейские попечения, безусловно, отражается и на детях. А ведь «для христианской матери должно быть радостью учить дитя свое и, тогда уже, когда голос его еще слаб, и язык еще лепечет, произнося сладчайшее имя Иисуса» - говорит святитель .

Могут возразить, что состояние человека, когда он постоянно думает о Боге, тоскует по Нему, жаждет встречи с Ним, в современной жизни невозможно, а если и возможно, то это более подходит для монашествующих или пожилых людей. Пример святых угодников свидетельствует об обратном. Чтобы лучше прнять такое состояние и возможность его в нашей повседневной жизни, приведу образ, который привел в одной из проповедей митрополит Николай (Ярушевич): «Представьте себе молодую мать, которая занята каким-нибудь трудом, работой, службой; она вкладывает свою душу в эту работу, в эту свою службу. Она отдается ей вся целиком, без всякого изъяна. Но дома у нее есть маленькое дитя, младенец, и среди работы ее не покидает мысль, что сейчас делает дитя: может быть, оно плачет, может быть, оно просит есть, и некому подать ему, может быть, оно выпало из колыбели…

И кто скажет, что эти думы матери об оставленном в доме дитяти незаконны, неестественны и подрывают качество ее работы, если эта мать выполняет всю свою работу от первого часа до последнего так, как и должна выполнять в силу своего долга.

Это лишь слабое подобие того, как мы, занятые своим земным трудом, отдавая все, что должны отдать труду по своему земному назначению, никогда не перестанем думать, что у нас есть бессмертная душа, которую мы должны поить, кормить, которую должны беречь от грязи, которую должны украшать небесной красотой. И это нисколько и никогда не мешает верующим людям быть честными исполнителями своих земных обязанностей» (Митрополит Николай (Ярушевич). Подобное сравнение может помочь человеку представить то мироощущение, которое должен иметь православный человек. Такое мироощущение постепенно формирует православное религиозное сознание, когда человек, видя свою тварную природу, свое место в этом мире и свое истинное предназначение, совершает конкретные поступки, оценивая их не с точки зрения суетной целесообразности, а по тому, угодны они Господу или же вступают в противоречие со всеблагой волей Божией.

Такое мироощущение не возникает само по себе, его необходимо формировать в человеке еще на стадии младенчества. Тогда душа его будет развиваться, и весь он будет тянуться к Истинному Свету. Мы приведем здесь слова архимандрита , которые могут показаться «горьковатыми», но они правдивы: «Чему учит нас праздник Рождества Пресвятой Богородицы? Чтобы родители-христиане помнили, кому они посвящают своих детей, кому отдают их души - Богу или демону.

Ребенок уже в утробе матери чувствует и воспринимает все, что происходит вокруг него. Особенно же - душевное состояние матери, с которой он связан как бы тысячами нитей. Если родители живут по-христиански, молятся, исповедуются в грехах, причащаются, то этим самым приобщают своего будущего ребенка к Богу. Если же в семье вместо молитвы звучат брань и проклятия, если между родителями происходят дикие ссоры, ребенок как бы вручается демону, ибо его душа получает урок жестокости.

Доказано, что когда человек приходит в ярость, у него в крови появляется яд, и во время ссор и вспышек ненависти в семье ребенок отравляется ядом в прямом и переносном смысле этого слова. Его психика деформируется и разрушается. Все доброе и злое ребенок воспринимает гораздо непосредственнее и глубже, чем взрослые, его подсознание все хранит до самой смерти. Многие родители не находят ответа, жалуясь на жестокость и развращенность своих детей, упрекая их в самой черной неблагодарности; спрашивают, кто же их этому научил. А ответ есть: научили сами же родители, не понимая того… Ничто так не близко друг другу, как души родителей и детей. Поэтому, чтобы приобщить ребенка к Богу, родители должны посвятить Богу свое сердце».

III.

Митрополит Николай в приведенном нами выше отрывке из проповеди говорит о душе. Люди плохо представляют себе, что такое душа, а потому не думают о ней, не заботятся о ней. А ведь младенец уже наделен величайшей, весь мир превосходящей ценностью - человеческой душой. Об этом свидетельствует Евангелие: «…взыграся младенец радощами во чреве моем» (). Об этом следующим образом рассуждает святитель : «Когда душа соединяется с телом? - В момент зачатия. - Когда Спаситель воплотился? - Тотчас, как сказала Приснодева: се Раба Господня… Дух святый нашел, и Сын Божий плоть, или естество человеческое принял.! в зародыше…»

Из всех перечисленных св. праведным Иоанном Кронштадтским духовных благ единственным доступным крещеному младенцу является причащение Св. Тайн. Но это-то и есть истинная пища духовная, во всей полноте приобщающая ко Христу Богу! «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет, Мною» (). «Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа, приемлемые в Таинстве Евхаристии, питают, укрепляют и животворят дух наш» (Архиепископ Димитрий Херсонский).

Архимандрит Рафаил в своих «Проповедях и беседах» отмечает: «Те, которые говорят, что не надо причащать детей, все равно что говорят, что не надо заботиться о молодом, слабом растении как раз в то время, когда необходимо предохранить его от зарослей бурьяна и сорняков. Я бы сказал, что младенческий возраст самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей».

Если бы молодые родители понимали, что есть истинная вера, истинное соединение с Богом, то они бы понимали что их дитя - это дар Божий, творение Божие, а не просто результат совмещения физиологических свойств папы и мамы. «Твои (Бога. - Сост.) руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, - и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?» ().

Религиозное мировоззрение позволяет понять, что не от воли человека главным образом зависит судьба их малыша. Родители являются соработниками Господу в деле становления нового человека как личности. И именно живая вера позволяет родителям понять и принять господство души их ребенка над его телом. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (). Приведем еще слова святой страстотерпицы Императрицы Александры Феодоровны, которая говорит нам и о взаимоосвящающей связи между нами и детьми: «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность - очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.

На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» - больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь..?

Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты…

Великое дело - взять на себя ответственность за эти юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые так же легко могут погибнуть; великое дело - пестовать их, формировать их характер — вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога».

Такие родители, заботясь о своем чаде, сконцентрируют свои усилия в первую очередь на формировании здоровой и крепкой души. Впрочем, и о плоти у таких родителей будет достаточное попечение, ибо тело - вместилище души. Более того, тело человеческое предназначено быть храмом. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» ().

Но если родители младенца не думают обо всем этом, то и не станут радеть об окормлении его души, хотя, возможно, и будут в церковь приходить, и молебны заказывать, и свечи жертвовать во здравие своего чада. Надо непременно помочь этим родителям, подсказать им, что нужно их ребенку в первую очередь, в конце концов, даже настоять на том, чтобы родители не ленились, а пошли в ближайшее время в храм и причастили ребенка. Это есть наиглавнейшая обязанность крестных родителей. Именно обязанность, а то многие современные крестные воспринимают свое звание «крестных» именно как звание и только.

«Крестный» - это, прежде всего, совокупность обязанностей по отношению к своему крестнику, и крестный будет держать ответ перед Господом, если его крестник вырастет безразличным или, не дай Бог, враждебным Православной вере. А произойти такое несчастье может и, к сожалению, часто происходит, если душа Маленького человечка не получает должного кормления и заботы. В этом случае душа не развивается, чахнет. В результате получается страшная картина, которую мы наблюдаем каждый день, но не все понимают, что же происходит на самом деле. А происходит на самом деле вот что.

Представим себе, что в детстве у человека по каким-то причинам остановилось развитие одного из членов его тела, например, перестала расти рука, усохла. Одна рука - здоровая, крепкая, сильная, а другая - тоненькая, безжизненная. Глядя на такого человека, мы его жалеем. Он умный, образованный, общаться с ним приятно и интересно. Но не все области человеческой деятельности ему доступны, он - инвалид, или, как сейчас принято говорить, человек с ограниченными возможностями. Общество не отвергает таких людей. Они сами себе находят или им находят полезное для общества и интересное для них дело. В общем, картина понятная и не все так уж мрачно. Сложнее и безотраднее, когда у человека сильное и здоровое тело, но остановился в развитии ума в младенчестве или в детстве. Примеров на свете тоже множество. Трагедия для родителей такого человека. Он до конца своих дней нуждается в присмотре, он никогда не создаст семью, не будет иметь профессию. Он - как дите неразумное, хотя и в зрелом возрасте. Такой человек - тоже инвалид, но с еще более ограниченными возможностями. Но и это еще не самое страшное.

Самое страшное то, чего многие люди совсем не замечают, однако все последствия этого ужаса на себе испытывают.

Вот еще один пример. Человек крепок, силен, красив телом и лицом. Он умен и образован. А может он быть слабым и некрасивым, может быть и необразованным, и совсем неумным. Эти внешние качества лишь повлияют в какой-то мере на его место в социальной структуре общества. Будет ли он начальником или подчиненным, бизнесменом или бродягой, звездой шоу-бизнеса или массовиком-затейником в глухой провинции, депутатом Госдумы или заключенным - все это неважно. Важно другое. У всех этих воображаемых нами людей один серьезный изъян - душа их застыла в своем развитии, осталась недоразвитой или вовсе неразвитой. И если, говоря о недоразвитых умственных способностях человека, приемлем термин «слабоумие», если серьезный физический недостаток называется уродством, то в отношении неразвитой или недоразвитой души человеческой люди ничего сказать не могут, потому что само понятие или, вернее сказать, понимание, что такое душа, многим просто неведомо.

Семьдесят лет безбожной жизни в нашей стране для народа не прошли без последствий. За годы Советской власти большинство людей оказались изуродованными. Души людей не только не получали духовной пищи в храмах, но делалось все и продолжает делаться многое для того, чтобы напоить души наших людей отравой. Бич века нашего - неверие. Именно о неверии приснопамятный Владыка Иоанн (Снычев) говорит: «Неверие опустошает жизнь и гасит ее одушевление. Люди стали мелки, характеры слабее, в служении людей не заметно той идейности, при которой можно было бы привязывать его к высшим, вливающим энергию, принципам… У нас нет принципов, являвших в прежние времена гигантов мысли и творчества, окрыляемого помыслами о горнем, колоссов труда, предпринимаемого во славу Божию. И на благо ближних, как существ, созданных по образу и подобию Божию».

Однако душу человека убить невозможно, она создана Господом бессмертной, предназначенной для жизни вечной. Душа человека принадлежит Господу, и отходит к Нему по кончине человека: «Все души Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои» (). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (). И сатане не дана власть над душой человеческой.

У многих из нас души слабые, хилые, болезненные. Очень много в нашем народе духовных инвалидов, и духовно нездоровых людей. А поскольку при характеристике того или иного человека состояние его души в расчет не принимается, то духовно нездоровые люди, представляющие опасность для окружающих, могут занимать ответственные посты и высокие должности. В повседневной нашей жизни это проявляется в том, что молодой, здоровый парень за копейки может убить человека, руководитель страны может распорядиться сеять сельскохозяйственную культуру там, где она никогда не росла и расти не будет; военачальник может отдать приказ стрелять в безоружных мирных людей. Конкретных примеров можно привести множество.

IV.

Все пороки нашего современного общества, как-то: пьянство, разгул насилия, коррупция во властных структурах, распространение разврата - суть проявления главной болезни нашего народа, каждого в отдельности и всех вместе - болезни души человеческой. Болезнь души мы понимаем не в общепринятом понимании душевной болезни, - как расстройства функции головного мозга. В нашем понимании больные душой – это люди, которые нарочито или по духовной неразвитости являются проводниками воли бесовской в нашу жизнь. Неразвитость, слабость души не позволяют противостоять сатанинским нападкам на человека. Болезни души не лечатся уколами или электрошоком, они лечатся духовными средствами: молитвой, постом, покаянием, причащением святых Христовых Тайн, чтением Слова Божия и вразумлением в оном с помощью святых Отцов. Каждому из нас понятно, что легче лечить болезнь в начальной стадии, чем бороться с уже запущенным недугом. А еще лучше вообще не допускать заболевания. Но ведь ребенок рождается уже с первородным грехом, душа младенца уже поражена душевным недугом: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его», а «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему» (). Поэтому-то и надо приносить младенцев в храмы Божий и причащать их святых Тайн, потому что для души, тем более для души младенца причащение - единственная и совершенно необходимая духовная пища, способствующая укреплению и возрастанию.

Кстати, частое регулярное причащение младенца может очистить, освободить его (ее) от некоторых наследственных греховных наклонностей. Если младенца регулярно не причащать, его душа также страдает, как страдает тело, когда его лишают материнского молока.

У каждого крещеного есть свой Ангел хранитель. Но душа младенца, не питаемая Причащением, постоянно подвергается нападениям падших ангелов и это, естественно, негативно отражается на душе маленького человечка. И без Святого Причастия душа его лишена самой сильной защиты. Для бесов не существует понятия жалости. Они нападают на всех людей без различия возраста и Иных человеческих качеств. Ангел хранитель охраняет человека, но люди так погрязли в грехах, грех так распространился по миру, что Ангел хранитель хоть и хранит человека, но душа очень сильно страждет от нападений бесовских. И душа младенца чувствует эти нападки и страдает от них. Внешне это может проявляться в том, что ребенок становится капризным и беспокойным без видимых на то внешнчх причин; а то он может непонятно почему с силой сжимать свой кулачок и словно грозить им кому-то невидимому; а может на лице младенца изобразиться злобная гримаса, несмотря на то, что он окружен заботой и лаской. Ребенок не может объяснить, что с ним происходит. Тем внимательнее и благоразумнее должны быть взрослые.

Отметим, что хотя младенец еще не может грешить сознательно, но зараза греха все же присутствует в нем (к тому же грехи и греховные наклонности могут передаться и по наследству) и на развитие в ребенке этой заразы существенное влияние оказывает внешняя среда. А как мы говорили выше, духовный климат в нашем обществе, мягко говоря, нездоровый. Даже самые благочестивые, глубоко верующие родители вынуждены общаться с людьми бездуховными, безбожными, в нашем понимании нездоровыми. Мы все недавно были свидетелями того, как современное общество было напугано вспышкой «атипичной пневмонии» и какие строгие меры предпринимались для нераспространения инфекции. В отношении же духовного здоровья нации люди, власти проявляют удивительное легкомыслие. Господь сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ().

V.

Детская душа чрезвычайно нежна и чувствительна. Можно понаблюдать за детьми и сравнить, как ведут себя дети крещеные и некрещеные, сравнить поведение детей, которых регулярно причащают Христовых Тайн с теми, которых не причащают или вообще не приводят в храмы. Различие будет очевидно. Одни дети - спокойные и послушные своим родителям, другие – наоборот, вертятся, крутятся» норовят убежать из храма. И если ребенка редко причащают, то зачастую попытки его причастить связаны с некоторыми трудностями. Вспоминается такой случай.

Несколько лет тому назад один молодой человек, будучи крестным отцом мальчика лет четырех, решил его причастить. Надо сказать, что родители этого мальчика - люди не церковные, хотя и крещеные, но в церковь ходили редко, и своего сына причащали всего однажды в грудном возрасте. И вот крестный решил сам повести мальчика в храм и причастить его. Дело было летом, на даче. Церковь была неподалеку. И вот, утром, в будний день крестный приехал к крестнику, заранее предупредив его родителей, чтобы с утра мальчика не кормили и не поили. Родители проявили понимание и подготовили мальчика, как могли, объяснив ему, куда он завтра пойдет. Крестный с крестником пришли в храм. Прихожан в храме - два человека, да три бабушки на клиросе. Священник начал литургию. Мальчик спокоен и послушен, с любопытством разглядывает церковь, священника. Мальчику объяснили, что через какое-то время выйдет батюшка, и он его причастит, что не надо бояться, батюшка добрый, хороший, что после причастия ему станет очень хорошо, очень радостно, что после причастия ему дадут попить сладенькой вкусной водички, а дома все его будут ждать с радостью. Ничто не предвещало в ребенке беспокойства. Пропели «Отче наш», молодой человек с крестником на руках стоит у солеи, все ждут, когда выйдет батюшка с Чашей. Ребенок спокоен, все в радостно-торжественном ожидании. Отверзается завеса, выходит священник с Чашей и… ребенок резко отворачивается от Чаши, обеими руками хватается за шею своего крестного папы и утыкается носом в его плечо, явно давая понять, что поворачиваться он не намерен. Батюшка прочитал молитву, подошел к краю солеи, но все попытки уговорить мальчика, развернуть его лицом к Чаше ни к чему не привели. Ребенок не давал себя причастить. Батюшка возвратился в алтарь, попросив молодого человека попробовать причастить еще раз после службы. Служба подошла к концу, ребенок успокоился, снова встал на ножки лицом к алтарю, спокойно стоял радом со своим крестным. Батюшка вышел на солею, сказал небольшую проповедь и отпустил с Богом прихожан. В церкви не осталось вообще никого. Священник попросил вновь подойти к солее и вновь Царскими вратами вынес Святые Дары. Тот же результат, мальчик не дал себя причастить. Священник окончательно унес Чашу в алтарь и посоветовал молодому человеку дать ребенку хотя бы кусочек просфорки и разрешил запить церковной запивкой. К удивлению, ребенок принял все это без всякого сопротивления.

Этот случай (вовсе не исключительный и не единичный) заставляет о многом задуматься. Ведь четырехлетний ребенок еще не понимает, что такое Церковь, Причастие, просфора, запивка и проч. Однако он не захотел принять Святые Дары, а просфору и запивку принял. Спрашивать его, почему он так сделал, бессмысленно, он еще слишком мал, чтобы объяснить свои поступки. В данном случае бесы уже так завладели душой этого мальчика, что воспрепятствовали ему принять в себя Тело и Кровь Христову. Это уже очень тревожный симптом, и родителям необходимо обращать на это внимание. Если продолжать и дальше равнодушествовать, то душа ребенка еще больше загрубеет и спустя какое-то время ребенка уже будет трудно не то что причастить, но вообще привести в церковь. А ведь причащаясь, «мы приобщаемся через материальность к Тому, Кем является Господь Иисус Христос и приобщаемся к Богу» ().

Защитой от нападок врага рода человеческого являются молитва и пост. И это не люди придумали, а Сам Господь сказал: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (). А слова Господа непреложны. Истинность этих слов подтверждается многовековым опытом православной аскетики и опытом наших православных современников, которые и в наше время живут полноценной духовной жизнью.

И вот что еще очень важно. Причастием младенец принимает в себя всего Христа, однако причастие не может являться неким механическим гарантом житейского благополучия, удачной карьеры, сплошного везения и проч. Нам не дано знать, каким путем поведет человека Господь и по какому пути двинется сам человек. В его жизни могут быть сильнейшие искушения, опасности, горькие ошибки, болезненные падения. Но Сам Господь Иисус Христос будет укреплять его сердце, внушать добрые, разумные устремления, направлять его к верной дороге. Душа может увлечься грехами и похотями, но свет Христа, несравненное тепло и сладость Причащения, испытанные ею в детстве, способны, как никакая другая сила, помочь вернуться к Богу, в Его святой храм, пожелать чистой жизни, принести от самого сердца истинное покаяние, опомниться, как опомнился блудный сын. Нельзя лишать душу такой силы!

VI.

Чтобы младенец, когда подрастет и придет в достаточный возраст, мог уже сам молиться и поститься полноценно, его надо к этому подготовить. То есть его душа должна быть не огрубевшей, а живой, способной воспринимать духовные блага. И если в младенчестве пренебрегать окормлением души, то ее чувствительность, присущая младенцам, постепенно утратится, а зараза первородного греха будет и дальше ее разъедать и при определенных неблагоприятных для человека обстоятельствах такая душа будет не только неспособна воспринимать духовную пищу, но напротив, будет чрезвычайно восприимчива ко греху, т.е. будет склонна к злу. Так может вырасти человек, с виду красивый и сильный, образованный, способный добиться многого в жизни, но с душой мутной и темной, а то и вовсе черной. Выражаясь мирским языком, вырастет обыкновенный негодяй. Никакая мать не хочет, чтобы ее ребенок вырос таким.

Для каждого из нас в отдельности важно не то, как наш знакомый выглядит внешне, не то, во что он одет, не то, какое социальное положение он занимает, а то, какова его душа. В силу своей священнической деятельности мне приходилось общаться с разными людьми, разных профессий и званий, разного возраста и разного уровня образования. И сказать откровенно, если человек бездуховный, если его душа, лишь однажды приобщившись благодати Святого Духа в таинстве Крещения и Миропомазания, больше не возгревается любовью ко Господу в молитве, то общение с такими людьми (а их, увы, большинство) не приносит радости и удовлетворения, таких людей очень жалко и хочется за них молиться. Надо просить Господа, чтобы Он вразумил их, помог им оживить свои души. Но и сам человек должен живить свою душу, питать ее. «Кровь Христова… напояет душу, и сообщает ей некую особенную силу. Достойно приемлемая, она преследует демонов и далеко их прогоняет от нас, привлекает же Ангелов и Самого Владыку Ангелов; ибо где видят демоны Кровь Господню, бегут оттоле, а Ангелы стекаются туда… Она - спасение душ наших; ею услаждается, ею украшается, ею просвещается душа наша; она соделывает ум наш светозарнее огня, душу - чище золота. Чрез пролитие Ее самое небо стало для нас удободоступным» (Св. ).! Поэтому те православные родители, которые или сомневаются в необходимости частого причащения детей, или безосновательно боятся за здоровье своих чад, или не желают лишний раз беспокоить младенца (надо одевать его, выносить на улицу, может быть, ехать на общественном транспорте, у него нарушится режим и т.п.), обнаруживают скудость своей веры, непослушание Церкви. Такие родители сами, того не понимая, наносят своим детям огромный вред и тем самым совершают грех. Очень строго таких неразумных и нерадивых родителей предупреждает св. Иоанн Златоуст: «Тогда мы дадим страшный ответ и в том, что теперь кажется маловажным; ибо Судия с одинаковою строгостью требует от нас попечения о спасении и нашем и наших ближних… Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия… Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О Таких отцах я сказал бы (и никто пусть не приписывает этих слов гневу), что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти и то, и другое вместе ввергают в огонь геенский».

«Христианское воспитание ребенка должно начаться с самых первых дней рождения его, после Св. Крещения» (св. митрополит . Для младенца же христианское воспитание заключается именно в принесении его в храм Божий и в приобщении его Святых Тайн. Когда младенца, этот маленький живой комочек, подносят к Чаше и причащают его Св. Крови Христовой, то, как показывает практика, ребенок спокойно Их принимает, не противится Им. И это естественно, ведь по слову «душа по природе своей христианка». Святитель Феофан (Затворник) пишет: «замечено, что в тот день, когда дитя причащается Святых Тайн, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, которые в детях сильнее действуют…» По мере телесного возрастания, младенец, при условии регулярного причащения, будет возрастать и крепнуть духовно, и тем успешнее противостоять нападкам бесовским. Когда же ребенок вырастет из пеленок и войдет в возраст разумного восприятия окружающего его мира, то храм Божий для него будет уже родным и близким, он уже будет охотно и осознанно причащаться. Благоразумные родители по мере роста своего чада объясняют в доступных ему словах и выражениях названия и значение предметов, находящихся в храме, рассказывают о святых угодниках Божиих. Только нельзя ни в коем случае опускаться до примитивного упрощения священных понятий, как это часто делают неразумные люди. Нельзя икону называть картинкой, священника - «дяденькой», Святые Дары - «сладенькой водичкой» и т.д. Надо сразу, сызмальства, вкладывать в ребенка правильные названия и понятия. И если, в силу своего малолетства, ребенок чего-то не может понять, то, как говорится, всему свое время. Если же ребенок уже достаточно большой, но все же не все понимает, и поведение его в храме оставляет желать лучшего, то это уже вина взрослых, которые из-за своей собственной недостаточной культуры (духовной и светской) не смогли вовремя объяснить ребенку необходимые понятия. Если ребенка часто водить в церковь, приучать его быть в храме внимательным, следить за тем, как он ведет себя, куда направлено его внимание, вовремя подправлять его устремления и настроение, то слова молитв естественным образом войдут в его сознание, без специального заучивания в качестве домашнего задания. И когда таким образом с детских лет идет гармоничное развитие человека, когда человек одновременно развивается и телесно, и умственно, и, самое главное, духовное развитие его не отстает, тогда в таком человеке развивается духовное мироощущение и православное религиозное мировоззрение. Такой человек будет везде ощущать присутствие Божие, Его благой Промысл о каждой душе человеческой, Его любовь ко всему падшему роду человеческому. И он будет стремиться ответить своей любовью на неизмеримую любовь Божию и исполнять Его святую волю. И хотя на такого человека будут особенно сильны нападки врага рода человеческого, но зрелость его души, постоянно укрепляемая верой и упованием на помощь Божию, позволят в этой невидимой брани выстоять. И хотя в жизни такого человека будут и грехопадения, но православное мировоззрение приучает человека не отчаиваться, а вновь и вновь припадать ко Господу с сокрушенным сердцем и со слезами покаяния, исправляться и идти дальше к заветной цели каждого православного христианина, коей является Царство Небесное! Аминь.