Трактаты о поэтическом искусстве эпохи возрождения. Общая характеристика литературы эпохи возрождения. Контрольные вопросы и задания

Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери, предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIIIиXIVвв. Но наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV в. Социально-экономические предпосылки (капиталистические отношения, появление класса буржуа) делают Италия родиной всего европейского Возрождения. Первыми гуманистами считаютсяДжованни Боккаччо иФранческо Петрарка , автор цикла сонетов в честь Лауры.

Характерные черты литературы того нового времени следующие: основным предметом изображения в литературе становится человек с сильным характером; широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий; по-другому воспринимается природа.

Франческо Петрарка (1304 1374) был первым европейским гуманистом и первым интеллигентом. Он признан родоначальником новой европейской лирики. Своей единственной героиней он выбрал Лауру, которую он встретил в 1327 г. в авиньонской церкви. Ее он прославляет в сонетах и канцонах (песнях) на итальянском языке. Именно итальявские стихотворения «Канцоньере» (Книги песен) принесли поэту мировую славу и бессмертие. Книга состоит из двух частей – «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» (она умерла от чумы в 1348 г.). Возвышая Лауру, подчеркивая ее целомудрие и добродетель, благородство и неприступность, поэт одновременно рисует совершенство ее земной красоты, очарование голоса, прелесть движений:

О, как за нею наблюдать чудесно,

Когда сидит на мураве она,

Цветок среди травы напоминая!

О, как весенним днем она прелестна,

Когда идет, задумавшись, одна,

Для золотых волос венок сплетая.

В его сонетах создается атмосфера ясности и гармонии, уравновешивающей контрасты и противоречия. Красота Лауры сливается с красотой земного мира и от нее неотделима. Петрарка регулярно отмечает «юбилеи» nepвой встречи, но никакого событийного ряда в «Канцоньере» нет. Лаура иногда милостиво одаряет верного поклонника своим приветом, иногда предстает в образе надменно недоступном; Петрарка порой проклинает неизбывную муку, ставшую его вечным уделом, порой благословляет ее; но вне любви себя не мыслит. Любовь – это основное содержание его внутреннего мира и та сила, которая дарует поэту власть над словом.

Джованни Боккаччо (1313 1375) в историю мировой литературы вошел как автор сборника новелл «Декамерон». Название сборника в переводе с греческого означает «Десятидневник». Книга содержит сто новелл, рассказанных в течение десяти дней компанией из семи молодых женщин и трех юношей, укрывшихся от флорентийской чумы на загородной вилле. Источники «Декамерона» очень разнообразны – это и античная, и средневековая литература, восточные легенды, библейские притчи, новеллы средневековья и Возрождения. Старые истории у Бокаччо становятся яркими и интересными, получают новый смысл и звучание. Его новеллы представляют целую галерею характеров и типов. По контрасту с обрамляющей частью сборника, рисующей картину чумы, атмосфера, в которой живут персонажи новелл и их рассказчики, дает ощущение бьющего через край жизнелюбия, оптимизма. Но помимо этого, новеллы «Декамерона» включают в себя и сатиру на духовенство, на его лицемерное внешнее стремление к аскетизму. Боккаччо смеется над предрассудками, над глупыми и жадными, трусливыми и надменными персонажами своих новелл, прославляя ум, энергию, находчивость, остроумие и любовь к земной жизни.

Литература в эпоху Ренессанса - обширное литературное направление, которое составляет огромную часть всей культуры Возрождения и охватывает период с 14-го по 16-й век. Литература Ренессанса в отличие от средневековой в своей основе имеет новые прогрессивные идеи гуманизма. Подобные идеи впервые зародились именно в Италии и уже потом распространились по всей Европе. С такой же стремительностью и литература распространилась по всей европейской территории, но вместе с тем приобрела в каждом отдельном государстве свой колорит и национальный характер. Вообще, если обратиться к терминологии, то Ренессанс, или Возрождение, означает обновление, обращение писателей, мыслителей, художников к античной культуре и подражание ее возвышенным идеалам.

В развитии темы Ренессанса имеется в виду Италия, так как именно она является носительницей основной части культуры античности, а также Северное Возрождение, которое проходило в северных странах Европы - в Англии, Нидерландах, Португалии, Франции, Германии и Испании.

Отличительные черты литературы эпохи Возрождения

Помимо гуманистических идей, в литературе эпохи Возрождения зарождаются новые жанры, и формируется ранний реализм, который именован «реализм Возрождения». Как можно увидеть в произведениях Рабле, Петрарки, Сервантеса и Шекспира, литература этого времени наполнилась новым пониманием человеческой жизни. В ней демонстрируется полное неприятие рабской покорности, коею проповедовала церковь. Писатели представляют человека как высшее создание природы, раскрывая богатство его души, ума и красоту физического облика. Для реализма Ренессанса характерна грандиозность образов, способность к большому искреннему чувству, поэтизация образа и страстный, чаще всего высокий накал трагического конфликта, демонстрирующего столкновение человека с враждебными силами.


"Франческо и Лаура". Петрарка и де Нов.

Для литературы эпохи Возрождения характерны разнообразные жанры, но все же кое-какие литературные формы доминировали. Самой востребованной была новелла. В поэзии наиболее ярко проявляется сонет. Также высокую популярность получает драматургия, в которой наиболее прославились испанец Лопе де Вега и Шекспир в Англии. Нельзя не отметить высокого развития и популяризации философской прозы и публицистики.


Отелло рассказывает Дездемоне и её отцу о своих приключениях

Эпоха Ренессанса - это некий светлый период времени в истории человечества, его духовной и культурной жизни, который предоставил современности огромную «сокровищницу» великих произведений и трудов, ценность коих не имеет границ. В этот период литература была в самом расцвете и сделала огромный шаг вперед, чему поспособствовало уничтожение угнетения церкви.

Эпоха Возрождения - это время расцвета всех искусств, в том числе и литературы. Литература в этот период базируется на основных его философских положениях. И самая главная черта - невозможность разделить литературные произведения на философские и развлекательные.

Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте, дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374),олицетворявшего собой новую личность эпохи Возрождения.

Мы начинаем разговор о литературе Возрождения именно с поэзии, потому что как раз в ней Ренессанс обрел особенно раннее и особенно полное выражение. У колыбели новых литератур, на переломе от Средневековья к возрождению, стоят прежде всего поэты: Данте и Петрарка в Италии, Франсуа Вийон во Франции, Чосер в Англии.

Поэзия становится областью строго индивидуального творчества, в котором новая личность эпохи Возрождения раскрывает свои взаимоотношения с другими людьми, с обществом, с природой.

Однако поэзия не могла до конца порвать связь с песней, особенно народной. Именно в эпоху раннего Возрождения по всем странам прокатилась могучая волна народной поэзии; чаще всего это баллады - форма, выросшая из танцевально-песенного народного жанра. В 14 веке, очевидно, сложился основной сюжетный костяк баллад о бунтаре и народном заступнике Робине Гуде.

Начиная с сер. 15 века книгопечатные станки выбрасывают огромное количество образцов народной поэзии: песни, романсы, загадки, «народные книги» (среди них - книги о Тиле Уленшпигеле и докторе Фаусте). Их перерабатывают и исследуют писатели-гуманисты, чувствующие тягу к народным источникам (напр., у Шекспира песня Дездемоны о ивушке-иве - это народная баллада, то же - песня Офелии о Валентиновом дне; из сходных материалов построена грандиозная книга Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», впитавшая в себя французский народный юмор, обогащенный глубокими идеями и острой сатирой ученого-гуманиста.)

Народная поэзия была одним из могучих источников обновления поэзии в целом; вторым источником вдохновения была классическая древность. Искусство художественного перевода в эпоху Ренессанса сделалось почти обязательной стороной деятельности любого поэта, писавшего на живом языке, а подражание древним авторам в той или иной мере стало общей чертой поэтов эпохи Возрождения.

Зачинательницей новой поэзии стала Италия. В к. 13 века появился кружок «поэтов сладостного нового стиля», первый возрожденческий вольный союз поэтов-друзей, связанных общими интересами. Из него вышел молодой Данте - автор книги сонетов и канцон «Новая жизнь». В этих стихах, чаще всего обращенных к прекрасной Беатриче, - первое дыхание всей будущей прелести европейской любовной лирики. Несмотря на все связи со средневековой литературной традицией, Данте - явление поэтического взрыва.

Вслед за Данте выступает другой великий флорентиец, продолживший создание единого итальянского литературного языка и литературы, поэт-философ, ученый и политик, путешественник Франческо Петрарка. Поэт признается, что не может разобраться в противоречиях, раздирающих его душу: что такое поэзия - грех или священное призвание? Что такое его любовь к прекрасной Лауре - мука или счастье? После его «Стихов на жизнь и смерть мадонны Лауры» форма сонета (4+4+3+3) стала знаменем новой поэзии, а изощренный стиль, «петраркизм», - эталоном поэтической формы. Известный в первую очередь стихами к прекрасной Лауре, Петрарка писал и политические стихи (выражение республиканских взглядов и патриотизма).

Рядом - фигура младшего современника Петрарки - Джованни Боккаччо, в стихах которого четко прослеживается путь от поздней рыцарской поэзии (его юность прошла при дворе неаполитанского короля Роберта Анжуйского) до очаровательных пастушеских идиллий.

Если в Италии поэты и поэзия сосредоточивались в замках, где среди патрициев был культ гуманистической образованности, покровительства искусствам, то в Германии все складывалось по-иному. В городах продолжала развиваться древняя городская культура - мейстерзанг, певческое и поэтическое искусство мастеровых людей. Мейстерзанг достиг вершины своего развития в 16 веке в творчестве Нюрнбергского сапожника Ганса Сакса. Он оставил множество стихотворений, поэм и особенно стихотворных текстов для городского самодеятельного театра. Раздумья о своем времени - в цикле стихов, связанных сюжетом об Адаме и Еве. «Когда Адам пахал, а Ева пряла - кто был тогда дворянином?» - такая загадка дается в «Сказании о Петре Пахаре». В стихах - горькие размышления Ганса Сакса о судьбах Адамовых детей, которые рождаются равными, в то время как жизнь их разводит и ссорит. (Эта загадка отозвалась в шутке одного из могильщиков в «Гамлете»: он называет Адама самым первым дворянином рода людского, так как тот копал, а копать нельзя без лопаты, а лопата - оружие, а оружие - первая примета дворянина».)

В литературе немецкого Возрождения все тянется к грозному 1525 году (крестьянская война), когда создаются многочисленные сатиры на дураков, воплощающих в себе старую феодальную Германию с ее многочисленными пороками. Но после этой войны с великим немецким искусством было покончено надолго.

Удивительным многообразием и яркостью отличается поэзия французского Возрождения. На переломе от Средних веков к Возрождению - ярчайшая своеобразная фигура Франсуа Вийона, наследника лучших традиций средневековых бродячих поэтов-вагантов. Вийон отказался от латинского языка, развивался в русле французской поэтической речи. Его баллады, полные горечи и смеха, вводят нас в мир парижского дна, отворяют двери кабаков и притонов. Глубоко человечная, драматическая лирика «школяра» Вийона полна потенциального бунтарства (близость к тайным плебейским движениям Франции 15 века.)

Одним из любимцев Пушкина был Клеман Маро. Его очаровательные, мастерские по форме и языку стихи воспевают женскую прелесть, дружеское застолье, свежий снег и весеннее тепло, дружеские шутки и смешные выходки. Писал на французском и на греческом языках. Есть в его творчестве и глубокие философские раздумья, и открытый протест против насилия попов, против клерикальной реакции, грозящей его любимому миру буйной плоти и свободной мысли. Маро поплатился за это тюрьмой, вынужденным бегством из Франции и смертью на чужбине, но остался верен своим убеждениям.

В середине века, когда во французской прозе уже взошло светило Рабле, в 1549 году Жоакин дю Белле в сотрудничестве с Пьером Ронсаром напечатал «Защиту и прославление французского языка» - манифест национальной поэзии Франции. Эти поэты возглавили кружок семи друзей-поэтов «Плеяда», который стал первой поэтической национальной школой Западной Европы. Стремясь очистить язык литературы от средневековых пережитков, поэты «Плеяды» отшатнулись от буйной стихии грубой красочной народной речи, из которой неустанно черпал Рабле. Их идеал меры и ясности уже предвещал эстетические принципы классицизма 17 века.

Позднее, чем в других странах, расцвела английская поэзия Возрождения. Здесь существовала могучая национальная поэтическая традиция (англосаксонские фольклорные корни, нормандские сказания - Джеффри Чосер). Ко второй половине 16 века в Англии сложился кружок просвещенных дворян-гуманистов «Ареопаг» (Филипп Сидни - автор любовного романа из цикла сонетов «Астрофил и Стелла»).

Известные авторы испанской ренессансной лирики - Сервантес (автор «Дон Кихота») и Лопе де Вега (драм. Произведения). К лучшим образцам испанской лирики близки сонеты великого португальского поэта Луиса Камоэнса, отмеченные высоким мастерством и страстным трагическим мироощущением. По своему психологизму и глубине мысли сонеты Камоэнса напоминают Шекспира.

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Литература является одним из важнейших достижений культуры Ренессанса, именно в ней, как и в изобразительном искусстве, проявились с наибольшей силой новые представления о человеке и мире, присущие указанной культуре. Объектом литературы становилась земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что принципиально отличает литературу Возрождения от средневековой литературы. Особенностью литературы Ренессанса, как и всей культуры, был глубочайший интерес к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты человека, обостренное восприятие поэзии земного мира. Как и гуманизму-идеологии Ренессанса, литературе Возрождения было присуще стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеческого бытия, а также обращение к национальному историческому и легендарному прошлому. Отсюда невиданный со времен античности расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических форм, а впоследствии подъем драматургии.

Именно культура Ренессанса поставила литературу, точнее поэзию и занятия языком и литературой, выше других видов человеческой деятельности. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Ренессанса. С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако почти все высшие ее достижения оказались связаны с первыми.

Литература Возрождения в корне изменила жанровую систему. Была создана новая система литературных жанров, некоторые из них, известные со времен античности, были возрождены и переосмыслены с гуманистических позиций, другие созданы заново. Наибольшие изменения коснулись сферы драматургии. Взамен средневековых жанров Ренессанс возродил трагедию и комедию, жанры, в буквальном смысле сошедшие со сцены еще во времена Римской империи. По сравнению со средневековой литературой изменяются сюжеты произведений - сначала утверждаются мифологические, затем исторические или современные. Меняется сценография, она основана на принципе правдоподобия. Сначала возвращается комедия, затем трагедия, достаточно широкое распространение в литературе получает пастораль (пастушеская драма). Жанр придворного театра, возникший в Италии в XVI в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Фактически ведет свое начало от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, -- и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины».

Эпос в литературе Возрождения представлен в разных формах. Следует отметить, прежде всего, широкое распространение эпической поэмы, новую жизнь приобретает средневековый рыцарский роман, причем в него вливается новое содержание. На закате Возрождения утверждается плутовской роман. Подлинным созданием Ренессанса становится жанр новеллы, типологические основы которого были заложены Боккаччо.

Специфически ренессансным жанром стал диалог. Он первоначально являлся излюбленной формой сочинений гуманистов, ставивших целью заставить читателя, взвесив доводы «за» и «против» в спорах, сделать вывод самому. Голованова И.С.: История мировой литературы. [электронный ресурс]: // Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/literatura-vozrozhdeniya.htm

Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери, предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. В своих философских сочинениях (Пир и Монархия) и величайшей поэме Божественная комедия он отразил все сложности миросозерцания человека переходного периода, который уже ясно видит будущее новой культуры.

Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору, народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры, и Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», сборника новелл.

Подлинным зачинателем Ренессанса является Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям.

Для современников Петрарка стал одновременно символом и идеальной личностью новой культуры. Он провозгласил принцип необходимости овладения культурным наследием античности, но эта задача предполагала формирование нравственно совершенного, духовно обогащенного и интеллектуально развитого человека. Человек должен был в своем выборе опираться на опыт прошлого.

Петрарка создал новую систему мышления, определил все представления о человеке Ренессанса, был видным филологом, совершенствовал латинский язык. В своих латинских произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писал эклоги (разновидность идиллии, стихотворение, в котором изображалась сцена из пастушечьей жизни), в духе Горация - Стихотворные послания. Лучшим своим творением он считал Африку (1339-1341), поэму на латинском языке по образцу Энеиды Вергилия, где он от имени античных героев пророчествует о великой грядущей славе Италии и возрождении еще более великой итальянской культуры. В истории литературы он остался, прежде всего, как создатель сборника стихов Книга песен, написанного им на итальянском языке и посвященного воспеванию красоты человеческих чувств, любви, облагораживающей и совершенствующей человека. Имя его возлюбленной Лауры со времен Петрарки стало нарицательным, а сама книга - образцом для большинства поэтов Ренессанса, так что во Франции даже появился глагол «петраркизировать».

Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313-1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа (Филоколо и Филострато) и классическому эпосу (Тезеида). Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах Комедия флорентийских нимф, положившая начало жанру пасторали. Перу Боккаччо принадлежит и необычайно лирическая поэма-пастораль Фьезоланские нимфы. Он создал первый психологический роман в Европе Элегия мадонны Фьяметты.

В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы (небольшая повесть, рассказ), знаменитого сборника Декамерон. В Декамероне выведено новое общество (рассказчиков новелл) - образованное, тонко чувствующее, поэтизирующее мир, прекрасное. Этот мир основан на общности культуры и противопоставлен страшным картинам гибели и разложения общества во время эпидемии чумы.

В новеллах автор дает широчайшую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои представляют все слои европейского общества, и все они высоко ценят земную жизнь. Новый герой - человек, активно действующий, способный вступить в борьбу с судьбой и наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Человек Боккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора.

Литература 15 в. связана была с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454-1494) и Лоренцо Медичи (1449-1492), для творчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни. Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, Сказание об Орфее. В 15 в. был создан и первый пасторальный роман Аркадия Якопо Санадзаро, оказавший влияние на дальнейшее развитие жанра.

Жанр новеллы получил в 15 в. дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380-1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких к новеллам). В конце века жанр новеллы (уже на неаполитанском диалекте) оказался связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420-1476), оставившего книгу Новеллино.

Значительное место в литературе итальянского Ренессанса занимает эпическая поэзия, питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из рыцарских романов, и, прежде всего каролингского цикла. Лучшими образцами этой поэзии были Большой Морганте Луиджи Пульчи (1432-1484) и Влюбленный Орландо (1483-1494) Маттео Боярдо (1441-1494).

Высокое Возрождение в литературе Италии характеризовалось преобладанием классического ренессансного стиля, монументально-возвышенного, воплощающего гуманистические идеалы красоты и гармонии, откуда вытекала идеализация действительности. Оно связано, прежде всего, с именем Лудовико Ариосто (1474-1533), оставившего грандиозную поэму Неистовый Роланд, ставшей одной из величайших вершин итальянского Ренессанса. Подобно своему предшественнику Маттео Боярдо (Влюбленный Роланд) Ариосто обратился к сюжетам рыцарских романов, посвященных паладинам Карла Великого и рыцарям Круглого Стола. Средневековые образы и ситуации обретают новый облик и получают новую трактовку: герои наделены чертами ренессансной личности, сильными чувствами, твердой волей и способностью наслаждаться жизнью. Поражает изобретательность и свобода автора в композиционном построении романа при общем гармоническом равновесии всего текста. Героические эпизоды могли сочетаться с чисто комическими эпизодами. Поэма была написана особой строфой, часто называвшейся «золотой октавой».

Лирическая струя в эпоху Высокого Возрождения связана с поэзией Пьетро Бембо, ставшего родоначальником поэзии петраркизма, культивировавшей поэтическое наследие Петрарки.

Для литературы Позднего Возрождения характерно сохранение сложившейся системы жанров, но в ней меняется многое (сюжеты, образы и т.д.), в том числе и идейная направленность. Крупнейшими мастерами новеллы этого периода стали М.Банделло (1485-1565) и Дж. Чинтио (1504-1573).

И Новеллам Банделло и Ста рассказам Чинтио присущи предельный драматизм ситуаций, повышенный динамизм, неприукрашенное изображение изнанки жизни и роковых страстей. Новелла приобретает пессимистический и трагический характер. Третьему из новеллистов Позднего Ренессанса, Джованни Франческо Страпароле (1500-1557), также присущ отход от гармонии и ясности Ренессанса, его язык переплетается с простонародным, и автор опирается на фольклор. Особое место в этот период занимает автобиографическое сочинение знаменитого скульптора и чеканщика Бенвенуто Челлини.

Лирическая поэзия позднего Возрождения в Италии во многом связана с творчеством женщин. В стихах В.Колонны (1490-1547) и Г.Стампы (ок. 1520-1554) отразились драматические переживания и страсть. Совершенно особое место в литературе Италии Позднего Возрождения занимают стихотворные произведения великого художника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическими мотивами. Литературу Позднего Возрождения венчает художественное наследие Торквато Тассо (1544-1595). Его раннее произведение, Аминта (1573), было создано в жанре драматической высокопоэтичной пасторали. Наибольшую славу получила его эпическая поэма Освобожденный Иерусалим (1580). Сюжет был почерпнут из эпохи крестовых походов, но прославление подвигов его героев органично сочетается с новыми веяниями, влиянием идей Контрреформации. В поэме соединялись идеи Возрождения, веяния позднего Ренессанса и сказочные элементы рыцарских романов (околдованный лес, волшебные сады и замки). Героическая поэма была пронизана религиозными мотивами, ей присуще необычайное богатство языка.

В меньшей мере получила в Италии развитие драматургия. В 16 в. в основном писались комедии и пасторали. Комедии писались таким великими авторами, как Макиавелли (1469-1527) (Мандрагора) и Ариосто (1474-1533), а завершает развитие комедии итальянского Возрождения пьеса великого ученого и мыслителя Джордано Бруно (1548-1600). Наряду с «ученой комедией», созданной по античным образцам развивается и народная комедия масок, зарождается трагедия. К концу века все большее распространение получает (в связи с развитием придворного театра и музыки) пастораль (Верный пастух Д.Гварини).

Характерной чертой литературы 16 в. является появление и деятельность литературных объединений, прежде всего, академий.

В последующие века появляется ещё целая плеяда крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Макиавелли, Бернардо Довици, группа поэтов-петраркистов.