Влияние христианства на общество. Влияние религии на различные сферы жизни человека

Возникло христианство в I веке нашей эры в Палестине. История раннего христианства не слишком афишируется служителями культа, хотя логично предположить, что за 2 тысячи лет всевозможных преобразований и изменений раннее христианство весьма должно отличаться от той религии, что дошла до нас в настоящее время.

Ряд авторов занимались историей христианского учения. Эрих Фромм рассматривал появление христианства с позиции психологии. По его словам учение имело популярность в среде низов иудейского общества. Таким образом, здесь позволяла части населения объединиться и пытаться восстать против угнетения со стороны богатых жителей Иудеи и власти Рима. Пока римляне боролись с христианами, могли считать себя восстающими против сложившейся системы.

Со временем христианство распространилось более широко и уже далеко не везде было учением протестующих. Впервые эта религия стала государственной в Великой Армении в 301 году. Несколько позже христианство начинало становиться государственной религией и в Римской империи. В это время о протестном характере христианства говорить уже не приходилось, напротив - оно начинало играть роль объединения для народов той или иной страны, признающей эту в качестве государственной.

Позже христианство стало распадаться на различные ветви – католицизм, протестантизм. Здесь уже значительную роль играла политика. Правители государств не хотели влияния на государственные дела Папы Римского или кого-либо еще, и часть выходила из-под контроля Ватикана и других христианских центров.

Каждый третий житель планеты сегодня считает себя христианином. Среди христианства самой многочисленной ветвью является католицизм.

В средние века власть церкви в Европе была велика. Пожалуй, это время наибольшего влияния христианства на общество. Тогда все от простых людей до великих ученых должны были считаться с мнением церкви, рискуя в случае неповиновения быть сожженными на костре.

Влияние других религий на общество

Вторая по численности последователей религия в мире – это . Он в самом начале своего появления позволил арабам из ряда разрозненных племен стать едва ли не самой значимой силой своего времени. Арабское государство занимало территорию от Аравийского полуострова до Пиренейского.

В тех странах, где ислам является государственной религией, он играет весьма значимую роль. В Иране, к примеру, священники имеют больше власти, правители. В Саудовской Аравии и эмирате Шарджа в ОАЭ население живет по нормам шариата. В Египте, Афганистане и многих других странах жители также во многих обыденных делах руководствуются Кораном.

Индуизм, и многие другие религии также имеют значительное влияние на жизнь общества в конкретных регионах. В целом все религии являют миру моральные нормы, которые призваны останавливать людей от злых деяний.

Почти 10% жителей земли считают себя нерелигиозными, однако это не значит, что религия косвенно не может влиять на их жизнь.

К сожалению, не обходится без того, что некоторые власть имущие используют неверные трактовки религиозных учений для своих корыстных целей.

Видео по теме

Совет 2: В чем притягательная сила религии для современного человека

Мир устроен очень непросто. В многообразии явлений окружающей человека действительности очень сложно бывает отыскать свое место, найти точку опоры и цель в жизни. И тогда некоторые обращаются за поддержкой к Богу и ищут выход в религии. Чем же притягательна религиозная вера для современного человека?

В поисках жизненной опоры

Наверное, каждый человек рано или поздно задается вопросом о смысле своей жизни. Для одних он заключается в том, чтобы посвятить больше времени своей семье, заботе о близких людях. Другие стараются найти свое предназначение в служении обществу, интересам других людей и выполнению долга перед государством. Но есть и те, для кого смыслом жизни становится служение Богу.

Поиски Бога в окружающем мире и в себе самом становятся для человека целью жизни, наполняя ее ценностью и глубоким нравственным смыслом.

Чтобы не в стремительно меняющемся мире, наполненном водоворотом событий, людям непременно требуются четкие ориентиры. В прежние времена, когда в ряде стран господствовала коммунистическая , таким ориентиром была идея о построении общества, основанного на всеобщем равенстве. Увы, эта идея потерпела крах. Лишенные прочной опоры в жизни, многие люди с радостью ей замену, повернувшись в сторону религии.

Обращаясь к религии, человек пытается ответить на самые насущные вопросы, относящиеся не только к нему , но и к обществу в целом. Что есть добро и зло? В чем причина человеческих страданий? Как избавиться от страха перед завтрашним днем и неопределенностью существования? Религия привлекает тем, что дает вполне внятные не только на эти, но и на другие подобные вопросы.

Религия в жизни современного человека

Для современного цивилизованного человека становится своего рода отдушиной, местом, где он может укрыться от житейских неурядиц. Приходя в храм, верующий человек обретает уверенность в том, что любая дана ему свыше в качестве испытания. Общение с Богом наделяет , столь необходимой в борьбе с невзгодами и лишениями.

Христианская религия утверждает, что в Боге заключена любовь. Человеку, который лишен в повседневной жизни доброго и внимательного отношения к себе, приятно осознавать, что где-то за пределами земного бытия есть тот, кто любит его и искренне желает ему благополучия.

Вера в безусловную божественную любовь притягивает и вселяет надежду на то, что когда-нибудь, пусть даже в отдаленном будущем, человек сможет обрести счастье.

Обращение к Богу помогает современному человеку справиться со страхом перед неминуемым уходом в иной мир. Религия утверждает в качестве непреложного факта, что земная жизнь – лишь часть пути, который душа в своем вечном существовании. Нужно лишь стойко вынести данные свыше испытания, себя праведно, и тогда вашей душе будет гарантировано спасение и бессмертие. Эта успокаивающая и умиротворяющая идея притягивает к себе миллионы людей.

Видео по теме

Религия – это не просто вера в Бога, а целая система, определяющая правила поведения человека в обществе. В ходе проведенных исследований ученым удалось установить, что уверующих в Бога людей более доброжелательный характер. По мнению ученых, причиной данного явления является лучшая адаптированность верующих к внешним факторам окружающей среды, которая возникает вследствие наличия самоконтроля, проявляющегося у них на гораздо высшем уровне, чем у неверующих людей.

Как религия влияет на человека в физическом плане - тоже решили выяснить ученые. Исследования показали, что молитва и религиозные обряды оказывают благотворное воздействие на некоторые участки мозга верующего человека, что приводит к улучшению контролирующих функций эмоциональной сферы. Действуя по канонам, утвержденным самим Богом, человек становится более уверенным в своей правоте, что способствует появлению равновесия и большей степени защищенности от пороков и болезней.

Понять, как религия влияет на экономику можно путем абстрактного представления некой модели современного общества, состоящего на 100 процентов из христиан, которые не крадут, не завидуют, помогают друг другу и все их стремления направлены в созидательное русло на благо Человечества. Конечно, ВВП в такой универсальной системе будет занимать лидирующую позицию по сравнению с самыми развитыми странами без христианской морали. То есть несоблюдение заповедей тормозит экономическое развитие общества.

Попытки атеистов создать новое общество без Бога привели к тому, что революция 1917 стала камнем преткновения на пути развития экономики некогда процветающего государства. Потому как бороться с религией, значит разрушать основы морали общества и открывать путь взяточничеству, казнокрадству, мошенничеству, заказным убийствам и остальным порокам, которые с легкостью овладевают помыслами человека, не имеющего внутреннего духовного стержня.

Силой веры и глубокими человеческими наклонностями неоднократно пытаются спекулировать желающие заполучить свою личную религию, власть и источник прибыли. Для того чтобы узнать как основать религию, достаточно лишь изучить психологию человека, его сильные и слабые стороны. Искусно манипулируя этими качествами, многие охотники за человеческой легковерностью на сегодняшний день добились впечатляющих результатов. Отступив от истинных канонов церкви, эти лже-проповедники псевдо-религиозных культов основали свой успешно процветающий бизнес, основанный на обмане и мошенничестве.

И, что удивительно, порой их виртуозное умение убеждать достигает такого совершенства, что даже христиане начинают задумываться о правильности своей веры. Перед тем как поменять религию нужно всерьез задуматься о правильности выбора и той роковой ошибке, которую можно совершить, не исследуя вопрос досконально. Стоит поговорить со священником и разобраться в причинах сомнений. Или изучить суть вопроса самостоятельно, обратившись к изучению литературы и истоков происхождения той или иной веры. А можно попросить помощи у Бога, чтобы Он указал путь к правильному выбору и удалил путь лжи. Искренняя молитва всегда будет услышана и помощь придет незамедлительно!

Несмотря на то, что религия – понятие духовное, она касается всех сфер человеческой жизни и диктует определенный образ жизни. Естественно, что религия имеет огромное воздействие на мировоззрение человека, которое формируется на основе ее догматов и вероучения. Более того, религия оказывает большое влияние на организм, характер и мышление верующего. Ниже представлены основные моменты влияния религии на человека.

Влияние на организм

Религия диктует здоровый образ жизни. Ислам установил правила поведения во всем, и, конечно же, правила для здорового образа жизни. Мусульманин воздерживается от всего запретного. Это касается еды, запрета алкоголя и курения. Получается, что истинный мусульманин на пути к здоровому образу. Кроме того, зож в исламе заключается и в намазе, который выступает как физическая зарядка, в обязательном посте, в запрете чрезмерного употребления пищи, в раннем пробуждении. Огромная польза для человека в очищении – тахарате, использовании мисвака. Аллах милостивый создал каждое поклонение и предписания сунны приносящими пользу душе, уму и телу человека.

Влияние на эмоциональное состояние

Согласно заключению ученых-психологов, религиозные люди, как правило, счастливее неверующих. По данным , опубликованного в декабре 2010 года в американском журнале Review, религия доставляет удовольствие человеку в поклонении, делает его значимым для самого себя и придает смысл каждому дню его жизни. Каждый человек рождается с пустотой в душе, которую способна заполнить и стать истинным смыслом жизни. К тому же, верующие, как правило, имеют свою позицию касательно многих вопросов, на которые не могут найти ответы неверующие, поэтому пребывают в состоянии гармонии, что, безусловно, делает человека счастливым. Верующего человека счастливым делает многое, ведь во всем, что для неверующих просто событие или факт, он видит довольство, милость и благословение Всевышнего.

Более того, люди с верой в душе эмоционально стабильны, менее подвержены стрессам и депрессиям, так как обладают более стабильным эмоциональным фоном.

Влияние на характер

Согласно исследованиям, верующие в Бога обладают более доброжелательным характером и лучшей приспособленностью к жизни, чем неверующие, за счет того, что верующие люди обладают свойством самоконтроля на значительно высшем уровне. Кроме того, молитва имеет позитивное влияние на строго определенные участки головного мозга, что приводит к возрастанию умения верующих людей по контролю за своими эмоциями.

Поэтому, когда действие человека происходит в соответствии с правилами и инструкциями, которые установлены и утверждены самим Богом, то это приводит к приданию сил, уверенности в своей правоте, душевному равновесию, что способствует обереганию человека от многих пороков и болезней.

Влияние на умственные способности и мышление

Согласно исследованиям , постоянное поклонение и молитвы способствуют большей активности мозга. Постоянное изучение книг и заучивание молитв формируют крепкую память, а поиск ответов на религиозные вопросы развивает логику и мышление. К тому же, проповеди способствуют размышлению и развивают аналитическое мышление.

По материалам livescience

(Сокращенный вариант главы из учебного пособия для вузов "Вероучения религий мира", СПб, Химиздат, 2001)

Под ролью религии понимается ее влияние на людей и их окружение, те "следы", которые она оставляет в жизни отдельных людей и общества. Проблема роли религии заслуживает многих томов исследований. Остановимся только на некоторых аспектах этой проблемы.

Специфика религиоведения в освещении роли религии.

Как известно, главная заповедь врача гласит: "Не навреди!". Этой же нравственной нормой обязаны руководствоваться и мы, преподаватели религиоведения. Учитывая, что религиоведы выступают перед людьми с разными, порой противоположными мировоззренческими взглядами, они не имеют права осуждать какую-либо религию как ложную и, соответственно, одобрять какую-либо религию как истинную. Вопрос о том, какое мировоззрение или какие конфессии являются истинными или ложными, должен быть вынесен за пределы уроков, лекций, учебных пособий и оставлен для личного решения каждому учащемуся школы, студенту вуза, читателю учебных пособий. Другими словами, оценочные суждения по критерию "истина или заблуждение" должны удаляться из религиоведческой информации.

Но если такие оценки должны безусловно изгоняться из преподавания, то к оценкам религиозных конфессий по шкале "нравственно или безнравственно" мы должны относиться иначе. Интересы человечества требуют солидарности в осуждении всех преступлений, в какой бы стране и кем бы они ни совершались. Существуют и такие поступки, которые мировое сообщество признало морально неприемлемыми, хотя и юридически не наказуемыми (развратное поведение, отказ от всякого участия в общественной жизни своей страны, нетерпимость к инакомыслящим без применения насилия и т.п.). Это означает, что антигуманное поведение, если оно имело проявление в деятельности религиозных организаций и религиозных лидеров, должно осуждаться также и в выступлениях религиоведов. Данный вид осуждения не направлен только на религию: это осуждение безнравственного в жизни вообще и в некоторых религиях в частности.

Одновременно мы обязаны знакомить слушателей и читателей с теми точками зрения на роль религии, которые существуют в обществе. Естественно, мы тоже имеем свой взгляд на проблему и можем и должны изложить его, но только как одну из существующих точек зрения, а не как абсолютный и единственно возможный ответ на вопрос о роли религии. Конечный вывод о роли религии (как и конечный вывод об истинности или ложности тех или других религиозных взглядов) каждый учащийся, каждый студент, каждый читатель религиоведческой литературы должен делать для себя сам.

Как можно оценить влияние религии на жизнь людей.

В принципе (т.е. безотносительно к религии) влияние какого-либо явления на жизнь людей может быть или положительным (помогающим им в деле их сохранения и развития), или отрицательным (мешающим им в деле их сохранения и развития), или противоречивым (несущим в себе как положительные, так и отрицательные последствия). Как можно оценить в обобщенном виде (в целом) влияние религии на жизнь людей? Как положительное? Как отрицательное? Или как противоречивое?

Служители культа и богословы, которые делят религии на истинные, частично истинные и ложные, считают, что истинные религии играют безусловно положительную роль, ложные - безусловно отрицательную, а частично истинные - противоречивую роль.

Среди атеистов есть и такие (мы называем их "крайними атеистами"), которые считают, что любая религия играет только отрицательную роль. Они, как правило, руководствуются высказыванием В.И.Ленина, назвавшего религию (религию вообще, всякую религию) "врагом культуры и прогресса".

В проблеме "роль религии" существует и точка зрения так называемой "золотой середины", которой и придерживаются авторы книги. Согласно этой точке зрения религия в целом играет противоречивую роль: в ней есть тенденция, враждебная культуре и прогрессу, но есть и тенденция противоположного характера.

Тенденция, враждебная культуре и прогрессу, особенно наглядно проявляется в так называемой религиозной патологии.

Религиозная патология.

Греческое слово "патос" означает "болезнь". Под патологией понимается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри живых организмов и общественных явлений. Религиозная патология - это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Понимание роли религии включает себя и понимание характера влияния религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в котором они живут. Религиозная патология находит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления взаимно связаны и взаимно переходят друг в друга.

Религиозный экстремизм, как мы уже отмечали, есть крайняя форма религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, - в применении насилия к инакомыслящим. Факты фанатизма (в том числе и экстремизма) имеют место во многих религиях. Вот, например, что рассказал в повести "Тахана маркизит" писатель Сергей Каледин о фактах религиозного фанатизма в Иерусалиме. Один из персонажей повести, юноша по имени Михаил, знакомит гостя из России с некоторыми субботними порядками в Иерусалиме. В данном случае (а в повести отражены факты, имеющие место в действительности) фанатизм состоит не в том, что сами верующие в субботу не работают, не водят машину и не звонят по телефону. Это не фанатизм, а поведение, соответствующее их религиозным убеждениям. Фанатизм начинается там, когда к такому же поведению стараются принудить инакомыслящих.

Степень насилия тоже может быть различной: от перегораживания проезжей части улицы в субботу до нанесения побоев инакомыслящим и даже до их физического уничтожения. И здесь религиозный экстремизм перерастает в религиозную преступность. Религиозная преступность может проявляться и в относительно слабой мере, и в очень сильной степени. Религиозные преступления могут совершать отдельные лица, отдельные религиозные организации (вину за такие преступления несут руководители религиозных организаций и конкретные исполнители преступных "руководящих указаний", но, конечно, не рядовые верующие) и даже целые государства (опять-таки вина в данном случае возлагается не на рядовых граждан этих государств, а на их правителей и на исполнителей преступных приказов).

В прошлом одним из ярких проявлений религиозной преступности была так называемая "Варфоломеевская ночь" в Париже (ночь на 24 августа 1572 года). О ней весьма ярко рассказал французский писатель Проспера Мериме в романе "Хроника времен Карла IX".

Но и в конце ХХ века религиозная преступность иногда выражает себя в очень жестокой форме. Наиболее трагичные последствия принесла в жизнь Японии преступная деятельность религиозных фанатиков из конфессии "АУМ Сенрике".

Проявлением религиозной патологии, безусловно, является и фанатизм внутри некоторых конфессий. Например, имели место случаи, когда в общинах пятидесятников процедура "изгнания бесов" превращалась в мучительные истязания несчастных людей. В ряде общин обряды превращались в истерические припадки, и отдельные верующие, находясь в сумеречном состоянии сознания, совершали уголовные преступления.

Но, может быть, то, что здесь названо религиозной патологией, не имеет никакого отношения к религии? Ведь религия, по определению, это синтез веры в сверхъестественное и обрядов, адресованных к сверхъестественному. А где здесь вера или обряды? Но, во-первых, вера здесь присутствует: ибо во всех случаях фанатиков (в том числе экстремистов и преступников) на нецивилизованное, антигуманное поведение подталкивало своеобразное понимание веры в сверхъестественное. А во-вторых, религия по другому определению есть деятельность, через которую выражается и реализуется вера в сверхъестественное. И, как показывают факты, вера в сверхъестественное может выражаться не только через цивилизованную, но и через нецивилизованную, патологическую деятельность.

Религиозная патология - это правило или исключение? Религиозная патология всегда имела место в истории религии. Периодов развития, свободных от проявлений религиозной патологии, история не знает. И в этом смысле религиозная патология - правило.

Но с другой стороны, патологические явления (даже в самом слабом их проявлении: как фанатизм без насилия) никогда не характеризовали все религии и все в религиях. Цивилизованная форма существования религиозных идей всегда имела место в религиозных движениях. Ее масштабы со временем все более и более расширялись. И в наше время религиозная цивилизованность в огромной мере преобладает над религиозной патологией. И в этом смысле религиозная патология стала исключением.

Религиозная патология есть не что иное как религиозный фанатизм в разных формах и разной степени его проявления. Как показало историческое прошлое религии и как показывает ее настоящее, религиозный фанатизм есть отрицательное явление в жизни общества. Все цивилизованные люди - и верующие, и неверующие - во имя счастья человечества, во имя собственного счастья, во имя счастья своих детей и внуков, должны бороться за преодоление религиозного фанатизма. Но как?

Проблема требует изучения. Как говорят умные люди, надо сесть за стол, взять голову в руки и подумать. Но об одном первоначальном и обязательном шаге следует сказать уже сейчас. По нашему убеждению, этим обязательным шагом является личный пример. При этом следует иметь в виду, что религиозный фанатизм - не изолированное социальное явление, а часть фанатизма вообще. Фанатизм бывает не только религиозный, но и атеистический (например, неуважительное отношение неверующих к верующим), и политический (нетерпимость к людям с иными политическими взглядами), и бытовой (например, когда муж и жена не могут без раздражения спорить друг с другом, когда дети не хотят понять своих родителей, а родители детей). А это значит, что сначала ограничить, а потом и преодолеть религиозный фанатизм люди смогут только тогда, когда они будут успешно бороться с фанатизмом вообще, со всеми и всякими видами и проявлениями фанатизма. А личный пример состоит, на наш взгляд, прежде всего в строгом, последовательном соблюдении двух основных правил цивилизованного отношения к инакомыслящим. Первое правило: надо выслушивать инакомыслящих, давать им выговориться. И второе правило: нельзя обижать инакомыслящих ни своим поведением, ни своими словами, ни раздраженным или ироническим тоном разговора.

Функции религии.

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между историками. Мы представляем точку зрения, согласно которой существуют четыре основные функции религии. Они основные в том смысле, что их можно делить на функции второго порядка. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или - как) они влияют на жизнь людей.

Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Во всех случаях, с нашей точки зрения, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.

Религия и мировоззрение.

Мировоззрение - это совокупность идей, о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религия дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если отрицательные эмоции (страх, горе, отчаяние, переживание одиночества и др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм "ломается". От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религиозное утешение - это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.

Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение - это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.

Ну, а каковы минусы мировоззренческой функции? Напомним, что о минусах говорят только историки. С точки зрения богословов, у религии (по крайней мере, у так называемой "истинной религии") никаких минусов не было, нет и быть не может.

Историки говорят о наличии двух минусов у этой функции. Первый минус - отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильным является отчуждение между верующими разных конфессий.

Однако этот минус не является абсолютным. Существует религия (бахаизм), моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как нравственный порок. Руководство ряда религиозных организаций учит своих последователей по-братски, по-товарищески относиться к людям с иной мировоззренческой ориентацией. Во многих религиях (в православии, католицизме, исламе и др.) наличие или отсутствие такого отчуждения или, по крайней мере, его степень зависят от уровня культуры и уровня нравственного развития верующих. Наиболее цивилизованные верующие, вопреки догматике, подталкивающей к отчуждению, и в соответствии с нравственными нормами, призывающими к сближению, ведут себя по отношению к инакомыслящим дружелюбно.

Второй минус мировоззренческой функции (по мнению историков) - понижение уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям или обществу в целом. Это и общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся. Религии через свою мировоззренческую функцию в основном мешают участию верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т.п.). Каким образом? Иногда через прямые запреты на участие в общественно-политической деятельности (так, например, обстоит дело в конфессии Свидетелей Иеговы), но чаще всего через выросшую на почве мировоззрения атмосферу морального одобрения людей, которые в структуре своего личного времени "львиную долю" отдают собственно религиозной деятельности (молитвам, другим обрядам, изучению религиозной литературы, ее распространению и т.п.). В этой ситуации для деятельности на благо "других" или совсем не остается времени, или его остается очень мало.

Но ведь многие религии призывают к благотворительности? Разве это не призыв к социальной активности? Да, конечно, это призыв к социальной активности, который заслуживает одобрения со стороны общества. Но этот призыв порожден другой функцией религии: нравственной. Одновременно сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой функцией. С точки зрения историков, здесь существует реальное противоречие, в котором в зависимости от традиций конфессии и уровня цивилизованности верующих доминирует или социально-пассивная или социально-активная сторона. Есть остроумное высказывание мужчин о женщинах: женщины вдохновляют нас на великие дела, но не дают времени на их осуществление. То же самое можно сказать о некоторых религиозных конфессиях. Можно соглашаться с историками, можно не соглашаться с ними, но во всяком случае надо знать, что же именно они говорят о влиянии религии на социальную активность людей. А они говорят, что религия является "тормозом" в развитии этой формы активности.

Сказанное не означает, что верующие люди по уровню социальной активности уступают неверующим. Почему? Потому что в жизни неверующих имеют место другие "тормоза", и часто более сильные, чем религиозное мировоззрение. К ним относятся: низкий уровень культуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др. Например, когда пьяница-атеист становится трезвенником-верующим, от этой перемены выигрывают и личность, и общество. По сравнению с кем же по уровню социальной активности проигрывают верующие? По сравнению с самими собою, с теми, какими бы они могли стать. Иначе говоря, по сравнению с идеалом.

Религия и политика.

Политика - это, во- первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, государствам. Политические идеи отражают эти отношения, а политические поступки выражают их. Политика бывает прогрессивной (эта та политика, которая содействует общественному прогрессу) и реакционной (это та политика, которая противодействует общественному прогрессу). Политическая идеология и политическая деятельность возникли вместе с возникновением классов. С этого времени участие религиозных организаций в политике стало неизбежным. Вопрос был только в том, какую политику они выбирали. И если религиозная организация устами своих руководителей заявляет, что она в политической деятельности не участвует (как это делают, например, руководители Международного общества Свидетелей Иеговы), то это означает только одно: она не участвует в тех формах политической деятельности, которые предлагают государство и существующие в стране политические силы (партии, профсоюзы и др.). В то же время само неучастие в предлагаемых формах политической деятельности есть своеобразная политическая деятельность, суть которой - в политическом бойкоте общепринятых форм политики. Иначе говоря, это политика социальной пассивности.

"Плюс" политической функции религии состоит в содействии религиозных организаций общественному прогрессу. "Минус" этой функции соответственно состоит в противодействии религиозных организаций общественному прогрессу. Так, в XVI веке лютеранская церковь вносила политический "плюс" в жизнь верующих и общества тем, что содействовала развитию буржуазных отношений в Европе. В этот же период времени католическая церковь, защищая отжившие свое время феодальные отношения, вносила в жизнь верующих и общества "политический минус".

Религия и культура.

Культура делится на материальную и духовную. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимается совокупность позитивных достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность... Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии с нравственностью. И поэтому, хотя нравственность и является элементом духовной культуры, взаимодействие с ней раскрывается через особую, нравственную функцию религии.

На каждом этапе исторического развития в конкретных религиях сосуществуют две противоположные тенденции: тенденция содействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "плюсы") и тенденция противодействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "минусы"). "Плюсы" и "минусы" в отношении религии к культуре особенно наглядно видны на примере отношения религии к искусству.

Первым "плюсом" является забота религиозных организаций о сохранении религиозного искусства. Религиозное искусство - это такая художественная деятельность и такие ее результаты, которые способны поддерживать у верующих веру в сверхъестественное. В частности к религиозному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная музыка, религиозная художественная литература. Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Наличие внутри этих произведений религиозного материала делает для верующих данные художественные произведения продуктами повышенного спроса. Таким образом, через религиозное искусство религия развивает и укрепляет у верующих художественное восприятие, приобщает их к миру искусства. Положительный гуманистический и эстетический заряд религиозное искусство дает в первую очередь верующим людям. В первую очередь, но не только. В принципе потребителями этого вида искусства, как и искусства в целом, являются все представители цивилизованной части человечества.

Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы "дарит" художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности.

С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельности. Одним из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникновения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом повсеместно запрещал мусульманам изображать живые существа. Запреты на некоторые виды искусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например, в главной стране мусульманского мира - Саудовской Аравии - запрещены театр и кинематограф.

Другим препятствием для участия верующих в светской художественной деятельности является созданная во многих общинах атмосфера морального осуждения тех верующих, которые увлекаются светской культурой: художественной литературой, театром, кино, танцами и др.

Религия и нравственность.

Положительное значение нравственной функции религии состоит в пропаганде позитивных нравственных норм. "Минус" этой функции состоит в одновременной пропаганде некоторых негативных нравственных норм. Однако следует еще раз подчеркнуть, что нравственную функцию религии считают противоречивой по своим результатам только историки. Что касается богословов, то, по их мнению, все нравственные нормы, которые пропагандирует религия, являются только позитивными (т.е. полезными для общества и личности). Свою точку зрения историки чаще всего иллюстрируют на примере христианства. Вот как выглядят их рассуждения.

Основным способом утверждения христианских нравственных норм явилось включение их в текст Библии. Нормы, включенные в Библию, обладают высочайшей значимостью для верующих, ибо их источником является, по мнению христиан, воля Божия. С точки зрения историков, в этих нормах есть нечто негативное. В частности, к негативным нормам они относят требования, изложенные в Евангелии от Матфея: подставлять другую щеку, любить своих врагов, не давать клятв, не заботиться о завтрашнем дне, никого не осуждать, прощать "до седмижды семидесяти раз", не разводиться).

Отрицательно оценивают историки и те места в Евангелиях, которые, на их взгляд, ориентируют верующих на отказ от общения с инакомыслящими. Если в Евангелии от Матфея призыв к отказу от общения с инакомыслящими следует как вывод из толкования определенных мест текста, то в Псалмах Давида этот призыв звучит прямо и непосредственно: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых..." (Пс., 1:1).

Однако, по мнению историков в Библии ведущее, доминирующее место занимает позитивная мораль. Главная позитивная норма - это требование гуманного отношения к людям. В Евангелиях содержатся две разные формулировки этой нормы. Первая звучит так: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матфей, 7:12). С небольшой перестановкой слов эта же нравственная норма повторяется в седьмой главе Евангелия от Луки. Данную формулировку деятели культуры назвали впоследствии "золотым правилом" нравственности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой - плохим. Золотое правило нравственности сформулировано в некоторых более древних, чем Евангелия, документах прошлого. Однако миллионы людей узнали об этом правиле только из Евангелий. Вторая формулировка требования гуманизма звучит так: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф., 19:19 и др.).

Но важны не только формулировки норм, но и их разъяснения. В данном случае важно понять, что значит любить ближнего и кто именно является ближним. Евангелия на эти вопросы отвечают в гуманном духе: любить ближних значит помогать им, а ближними являются все люди, нуждающиеся в помощи.

В Евангелиях и других книгах Библии много и других позитивных нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, твори милостыню и не подчеркивай этого, замечай свои недостатки, оценивай людей не по их словам, а по их делам, не упивайся вином и др. Особо отметим знаменитое требование: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (3: 10).

Между негативными и позитивными нормами Библии нередко возникает состояние логического противоречия, ибо в ее текстах встречаются поучения, своим содержанием исключающие друг друга. Например, Библия одновременно учит верующих любить всех людей и не иметь общения с инакомыслящими. Но одно исключает другое. По нашим наблюдениям, в таких случаях верующие выбирают только одну сторону противоречия, а о наличии другого, прямо противоположного указания временно "забывают".

Что касается негативных норм Библии, то их "правильность" признается большинством христиан только на словах. Существует противоречие между негативными нормами морали и практическим поведением верующих. Это противоречие "хорошее", полезное для жизни верующих. Оценивая положительно все нормы, записанные в Библии, на практике и верующие, и даже служители культа нередко поступают не просто иначе, а прямо противоположным образом, чем было сказано в библейском поучении. Так, в пятой главе Евангелия от Матфея от имени Иисуса Христа верующим дается следующая рекомендация: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". Однако сами служители культа зачастую, например, дают отпор грабителям.

Или другой пример. В пятой главе Евангелия от Матфея мужчинам запрещается смотреть на женщин "с вожделением". На практике "вожделение" выливается в эстетическое переживание - любование красотой женщины. В Евангелии говорится, что мужчина, который не выполнил это требование, должен или вырвать свой глаз, или отрубить свою руку. А как верующие мужчины смотрят на красивых женщин? Они смотрят нормально, как и полагается смотреть мужчинам, - любуются. Но много ли среди верующих одноглазых и одноруких мужчин? Встречаются, но далеко не все.

Одним из важных средств сохранения и укрепления позитивной морали являются нравственные идеалы. Нравственный идеал - это образ исторической личности или литературного героя, моральные качества и поступки которого являются примером для подражания. В религиях в роли нравственных идеалов выступают религиозные персонажи, жизнь и поступки которых описываются в религиозной литературе. Из них наиболее общеизвестен Иисус Христос. Остановимся на характеристике его нравственных качеств, с которыми мы встречаемся на страницах Евангелий.

Христиане дают личности Христа абсолютную нравственную оценку. По их мнению, это был совершенный человек, который не дал ни одной плохой рекомендации и не совершил ни одного дурного поступка. С точки зрения религиозной доктрины Христос не подлежит критике. Христианин, который усматривает в его словах или поступках какие-либо, пусть ничтожно малые, ошибки, тем самым немедленно перестает быть христианином.

Историки, как и верующие, образ евангельского Христа считают воплощением нравственного идеала, правда, делая при этом одну существенную оговорку. Они исходят из того, что в жизни нравственный идеал - не тот, кто безупречен во всех отношениях (таких людей просто не бывает), а тот, кто, несмотря на отдельные ошибки и недостатки, больше других способствует утверждению добра в жизни общества. Выразителем именно такого жизненного нравственного идеала и является Христос. Он давал отдельные неправильные советы, совершал отдельные неправильные поступки. Но историки считают, что и людей, и литературных героев надо оценивать не по отдельным их промахам, а по их жизни, взятой в целом.

В поступках и учении Христа преобладало хорошее. Он учил поступать так, чтобы всем людям было хорошо, т.е. учил гуманизму. Он осуждал жестокость, насилие, несправедливость, убийство, воровство, разврат, обман; призывал людей любить ближних, уважать родителей, быть правдивым, миролюбивым, уживчивым, великодушным. И в его поступках тоже доминирует доброе начало. Почти все чудеса, которые он совершил - добрые чудеса. Он исцеляет больных, кормит голодных, укрощает бурю, воскрешает мертвых. Все это делается для людей, все во имя улучшения их жизни. Но самый главный поступок в его жизни - подвиг самопожертвования. Он пошел на крестные муки и смерть во имя блага людей, зная, что только его страдания и смерть могут открыть людям дорогу к лучшему будущему. В двадцатых годах в нашей стране проходили публичные диспуты о религии, на которых с позиций религии выступал митрополит Введенский, а с позиций атеизма - народный комиссар просвещения А.В.Луначарский. На одном из таких диспутов митрополит сказал, что всем хотелось бы иметь Христа в своем лагере. Луначарский ответил: "А нам нет. Мы в Христе не нуждаемся". Жизнь показала, что неверующие тоже нуждаются в Христе, но нуждаются не в Христе-Боге, а в Христе - литературном герое, который стал в мировом общественном мнении и в мировом искусстве символом высокого добра.

Культура

Нет сомнений в том, что жизнь верующего человека отлична от жизни атеиста. Влияние религии на жизнь человека очевидно. Однако, возможно, вы и не догадываетесь о некоторых вещах, которые стали следствием вашей веры в Бога. Причем, это может быть как чем-то положительным, так и отрицательным.

Итак, вера в Бога… .

1. Помогает тебе удержаться от нездоровой пищи

Поистинне религиозные люди питаются более здоровой пищей, чем атеисты. В январе 2012 года в журнале Journal of Personality and Social Psychology были опубликованы результаты исследования, в ходе которого ученые предлагали добровольцам проходить тесты и играть в игры так или иначе связанные с религией. Ученые пришли ко многим интересным выводам, в частности, они выяснили, что вера в Бога помогает молодым людям удерживать себя от употребления нездоровой пищи.

2. ... и, тем не менее, способствует избыточному весу

Согласно исследованию, представленному на конференции Американской Кардиологической Ассоциации (American Heart Association) в марте 2011 года, молодые люди, которые часто посещают религиозные мероприятия, на 50 процентов чаще приобретают избыточный вес с возрастом, чем те, кто не посещает церковь. Возможно, виной тому религиозные праздники, во время которых съедается большое количество вкусной пищи. Тем не менее, ученые отмечают, что эти результаты не должны восприниматься как заявление о том, что у верующих плохое здоровье. Доказано, что верующие люди живут дольше, чем атеисты, хотя бы потому, что они меньше пьют и не курят.

3. Делает тебя более счастливым

Верующие люди чаще чувствуют себя счастливыми, чем атеисты. Согласно исследованию, опубликованному в декабре 2010 года в журнале American Sociological Review, секрет счастья религиозных людей состоит в том, что они чувствуют себя частью сообщества и регулярно общаются с людьми, имеющими общие с ними интересы. В церкви и на различных религиозных мероприятиях люди находят себе друзей и не чувствуют себя одинокими.

4. Спасает от депрессии

Верующие люди, как и все остальные, страдают от депрессии, но им проще избавиться от этого состояния. Согласно исследованию 1998 года, опубликованному в журнале American Journal of Psychiatry, пожилые пациенты, госпитализированные с физическими заболеваниями и также страдавшие депрессией, скорее избавлялись от депрессивного состояния тогда, когда вера в Бога была неотъемлемой частью их жизни. Недавнее исследование, опубликованное в журнале Journal of Clinical Psychology в 2010 году, доказало, что вера в Бога способствует более успешному лечению от депрессии.

5. Побуждает тебя чаще обследовать свое здоровье

В ходе исследования 1998 года, опубликованного в журнале Health Education & Behavior, ученые из Университета Калифорнии (University of California) в Лос-Анджелесе, обнаружили, что люди, регулярно посещающие церковь, чаще обращаются к врачам в профилактических целях, в частности, чаще делают маммографию. Около 75 процентов из 1517 женщин, посещавших церковь, регулярно проходили маммографию (исследование груди), в то время как только 60 процентов из 510 женщин, которые не ходили в церковь регулярно проходили это исследование.

6. Снижает твое кровяное давление

Люди, которые регулярно посещают церковь, имеют более низкое кровяное давление, по сравнению с теми, кто не ходит в церковь – об этом говорят результаты исследования 2011 года, проведенного в Норвегии. Было доказано, что люди, которые посещают церковь как минимум три раза в месяц, имеют более низкое давление, по сравнению с менее религиозными людьми. Подобные результаты были отмечены в ходе исследования, проводившегося в Соединенных Штатах. Причем, была замечена определенная взаимосвязь: чем чаще человек посещает церковь, тем ниже у него давление. Люди, которые посещают церковь, редко имеют такое же давление, как те, которые в церковь не ходят.