Юноша из йемена. Некоторые отрывки из жизни Пророка Мухаммада (ﷺ)

Пророк Мухаммед родился в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Шейба ибн Хашим аль-Кураши (известного также как Абд аль-Муталлиб), главы клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Пророк Мухаммед пережил еще одно крупное горе - смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб — сын Абд аль-Муталлиба, дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и нередко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда.

Примерно к двадцати годам Пророк Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки со стороны дяди. К тому времени он уже был довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В 595 году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время 40 лет, Мухаммеду - 25. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива (она скончалась в 619 году), Мухаммед не имел других жен.

Пророк Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году - и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Пророк Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом (Гавриил), а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника (расул Аллах) и пророка (наби), чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Пророка Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, призпавав-ших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли - культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Пророка Мухаммеда — мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы - дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.

Пророк Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в 622 года. С первого месяца (мухаррам) этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселение), то есть по году переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби (Город пророка), или просто аль-Мадина (Медина) - Город.

Пророк Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Пророка Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.

Пророк Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами - врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Пророк Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы - пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) - главный предмет поклонения в аль-Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» - это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на , добрался до Мекки. Черным камень стал позже из-за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).

Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Пророк Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны (газават - ми. ч. от газва - набег). В 624 году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммедом, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря па численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мекканцы в 625 году подошли к Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была недовольна единовластием Пророка Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеры» (мунафикун).

В течение нескольких лет Пророк Мухаммед собирал силы для решительной борьбы с Меккой, укрепляя свое положение в Медине и обеспечивая себе поддержку многих кочевых племен. В 628 году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку - в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцамн и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Пророка Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале 630 года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.

Однако Пророк Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в 632 году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы договориться о союзе; многие из них выразили готовность принять ислам. В 631-632 гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.

В последние годы жизни Пророк Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения власти ислама на север. В 632 года Мухаммед после непродолжительной болезни неожиданно скончался (существует предание, что он был отравлен). Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).

Вопрос – ответ

Почему арабы, особенно курайшиты, заслуживают большей любви мусульман, чем другие народы?

Арабы были избраны Всевышним для распространения Ислама. Аллах ниспослал человечеству последнее Священное Писание – Коран – на арабском языке. А из арабов Он выделил курайшитов, избрав из этого рода Мухаммада (ﷺ ) Пророком. Об этом сказано и в хадисах Посланника Аллаха (ﷺ ). И так как Пророк (ﷺ ) был арабом, Коран ниспослан на арабском и язык обитателей Рая – арабский.

Какие знаменательные события предшествовали рождению Пророка (ﷺ )?

В ночь, когда родился наш Пророк (ﷺ ), в небе появилась новая звезда. Все идолы, находившиеся в Каабе, рассыпались; погас огонь, которому неверующие поклонялись и который не потухал в течение тысячи лет; озеро Савва, которому неверующие поклонялись, высохло. С той ночи жрецам прекратились вести с небес, которые им приносили джины; стены дворца персидского шаха (Кисра) треснули, и упало 14 балконов; войска правителя Йемена Абрахи, который собирался разрушить Каабу, взяв с собой боевых слонов, были погублены Всевышним и т. д.

Перечислите некоторые знамения и чудеса, которые произошли в то время, когда мать Пророка (ﷺ ) была беременна им.

В ночь, когда Амина, забеременев, была избрана Аллахом стать матерью Господина всех людей и общин, животные курайшитов заговорили, свидетельствуя о том, что Амина носит в своём чреве будущего Посланника Аллаха (ﷺ ). Троны многих королей и правителей перевернулись, рассыпались их идолы.

После долгих засух и неурожаев земля вновь пышно расцвела. Амине было сообщено во сне, что она беременна и носит под сердцем Господина всех миров и наилучшее Создание Всевышнего. Она не чувствовала при родах боли и тяжести.

Во время своей беременности Амина замечала, как птицы почтительно окружали её из уважения к тому, кого она носит в своем чреве. А когда она подходила к колодцу набрать воды, то вода сама поднималась наверх в знак почтения перед величием Посланника Аллаха (ﷺ ). Когда она рассказала обо всём этом своему мужу Абдуллаху, он сказал, что причина этого – величие их будущего ребёнка. Амина вспоминала, что она слышала восхваление (тасбих) ангелов в его честь.

Куда забрали ангелы Пророка (ﷺ ) сразу после его рождения?

Сразу после рождения Мухаммада (ﷺ ) ангел Джабраил по велению Аллаха поднял его над землёй от востока до запада и донёс до всех людей и джиннов, находящихся на земле и на небесах, весть о рождении Пророка (ﷺ ). Ему была показана вся Вселенная. Всё это продолжалось не больше часа, и Мухаммад (ﷺ ) был возвращён в свой дом (Саид-афанди, «Кисасул анбия», т. 2, с. 111).

Что сделали с Пророком (ﷺ ) три ангела сразу после его рождения?

Когда родился Пророк (ﷺ ), явились три ангела, чтобы подготовить его перед поднятием на небеса. У одного ангела был серебряный кувшин с ароматом мускуса, у другого – золотая чаша, а у третьего – сложенный шёлк, белый, как снег.

Сначала ангелы, поливая водой из кувшина, семь раз омыли тело Пророка (ﷺ ). Его положили в чашу и вымыли голову и ноги, после чего надушили прекрасными благовониями, а глаза обвели сурьмой. Затем ангел Ризван приложил печать пророчества, что была завернута в шёлк, между лопатками Пророка (ﷺ ) (Саид-афанди, «Кисасул анбия», т. 2, с. 113–114).

В чём заключается мудрость рассечения ангелами груди Пророка (ﷺ )?

Сердце Пророка (ﷺ ) омывали несколько раз. В детстве сердце Пророка (ﷺ ) омыли для того, чтобы защитить его от сатаны. Перед возложением посланнической миссии его сердце было омыто вновь для принятия им откровения (вахью) в самом совершенном, чистом виде. В ночь вознесения его омыли для подготовки к диалогу с Аллахом. (Подробнее об этом читайте в книге Мухаммада аль-Алави «Мухаммад аль-инсануль-камиль».)

Кто и почему дал Пророку (ﷺ ) имя Мухаммад?

Сразу после родов мать Пророка (ﷺ ) послала весть о рождении ребёнка его дедушке Абдульмутталибу. Он очень обрадовался и назвал новорожденного Мухаммадом (ﷺ ). Это имя не было широко известным среди арабов. Но оно было упомянуто в небесных писаниях (в Торе, в Евангелии и др.), и Всевышний Аллах внушил Абдульмутталибу назвать ребёнка именем Мухаммад (ﷺ ), осуществляя Своё предопределение («Нуруль-якин», с. 10).

История освобождения из рабства

Лукман аль-Хаким – коранический персонаж, его именем в Священном писании названа целая сура. Он был чернокожим рабом-нубийцем. Всевышний Аллах одарил его большой мудростью. В одном из наставлений, адресованных своему сыну, Лукман аль-Хаким говорит: «Поистине, мудрость совершает десять поступков: она оживляет мёртвое сердце; усаживает вместе с бедняками; возвеличивает до степени царей; делает незнатного почитаемым; освобождает рабов; даёт убежище странникам; обогащает нуждающихся; увеличивает благородство благородным и господство господам».

Ибн аль-Джавзий в книге «Аль-Азкия» приводит переданную Макхулем историю о том, как мудрец Лукман аль-Хаким был освобожден из рабства благодаря своей мудрости и проницательности.

Некий человек из племени бану Исраиль купил Лукмана за определенную сумму, после чего тому пришлось прислуживать ему.

Хозяин был заядлым игроком в нарды. Как-то раз он играл с условием, что проигравший выпьет всю воду в реке, которая протекает возле его дома, или же откупится чем-либо другим. И господин Лукмана проиграл, а выигравший потребовал:

– Выпей всю воду в реке или же откупись!

На вопрос, чем же ему откупиться, хозяин услышал:

– Я выколю тебе глаза или же заберу все, чем ты владеешь.

Проигравший попросил отсрочки на день. Всю ночь он провел в грусти и печали. А утром перед ним появился Лукман, принесший вязанку хвороста. Поприветствовав хозяина, слуга сложил груз на землю и обратился к нему (тот, когда видел Лукмана, нередко подшучивал над ним, однако мудрость слов раба всегда приводила его в изумление):

– Почему ты грустишь и печалишься?

Но господин отвернулся. Лукман дважды повторил вопрос, но хозяин всякий раз отворачивался.

– Расскажи, что произошло, возможно, я смогу тебе помочь.

И только тогда господин поведал о случившемся.

– Не беспокойся, я знаю, как решить этот вопрос.

Хозяин заинтересовался, а слуга предложил:

– Когда тот человек скажет: «Выпей всю воду в реке», то спроси: «Мне выпить то, что между берегами, или имеющееся вдоль реки?» Он скажет: «Выпей, что между берегами». Тогда ты предложи: «В таком случае удержи ту воду, что вдоль реки, пока я не выпью, что между берегами». Поистине, он не сможет удержать воду, имеющуюся вдоль реки, а ты освободишься от того, что обещал.

Хозяину понравилась идея Лукмана, и он воспрянул духом.

На следующее утро к нему явился его соперник по игре и спросил:

– Так ты выполнишь условие?

Хозяин ответил:

– Да, но уточни: мне выпить то, что между берегами, или то, что вдоль реки?

– Выпей воду, которая между берегами.

– В таком случае удержи воду, которая течет вдоль реки.

– Как же я смогу сделать это?! – удивился соперник.

Так господин оспорил свой проигрыш, а Лукман аль-Хаким, благодаря своей мудрости, получил свободу.

Самый храбрый из людей

Как-то раз Али ибн Абу Талиб, выступая с проповедью, спросил:

– О люди, кто самый храбрый человек?

Присутствующие ответили:

– Ты, о повелитель верующих!

Али продолжил:

– Что касается меня, то, действительно, с кем бы я ни вступал в поединок, всегда одерживал верх. Однако самый отважный – это Абу Бакр. Однажды мы сделали для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) шатер и спросили присутствующих: «Кто останется охранять Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы язычники не посмели напасть на него?» Клянусь Аллахом, никто не приблизился к нему, кроме Абу Бакра, который, обнажив меч, стал у изголовья Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Кто бы ни пытался приблизиться к нему, на того устремлялся Абу Бакр. Он самый смелый из людей.

Далее Али рассказал, что, когда курайшиты стали враждовать с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обвиняя его, что многих богов он превратил в одного-единственного Бога, никто, кроме Абу Бакра, не осмеливался выступить в защиту Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Защищая его, он самоотверженно сражался, укоряя их: «Горе вам, вы хотите убить человека лишь за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”?!»

Закончив рассказ, праведный халиф Али ибн Абу Талиб приподнял накидку, прикрывавшую его лицо: слезы из его глаз текли так обильно, что мокрой была даже борода.

«Так давайте же поспешим на свадьбу!»

Ибн Кудама поведал историю, переданную от Ибн Аббаса.

В эпоху правления Абу Бакра случилась сильная засуха. Жители пришли к нему со словами: «Дожди не выпадают, почва не дает всходов, а население – бедствует». Абу Бакру ничего не оставалось, как предложить им проявить терпение и уповать на Всевышнего, что он избавит их от тягот.

Усман был очень богатым человеком, поэтому следующим, к кому отправились за помощью, был он.

Услышав стук в ворота, Усман вышел со своими приближенными и спросил, в чем дело. Ему объяснили, что из-за засухи и неурожая многие в стране голодают:

– Нам стало известно, что у тебя имеется провизия, так продай ее нам, чтобы мы могли раздать ее бедным мусульманам, – попросили мекканские торговцы.

Усман вежливо предложил:

– Входите и покупайте.

В доме торговцы обнаружили большое количество провизии, приобретенной в Шаме. Усман спросил, сколько будет составлять его прибыль с этого товара. Торговцы предложили хорошую сумму, однако Усман сказал, что есть Тот, кто даст ему больше. Торговцы добавили еще, но Усман настаивал на своем. Тогда ему сказали:

– О Абу Амр, в Медине не осталось других торговцев, так кто же тебе даст больше?!

Усман ответил:

– Всевышний Аллах дает мне за каждый дирхем по десять. Есть ли среди вас тот, кто даст больше?

Торговцы воскликнули: «О наш Аллах, так нет же!

Тогда Усман продолжил:

– Делаю Всевышнего Аллаха свидетелем того, что я отдаю эту провизию в качестве добровольного пожертвования в пользу нуждающихся мусульман.

Далее Ибн Аббас рассказал, что этой же ночью во сне он увидел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – верхом на черно-белом аргамаке, в одеянии и сандалиях из нура, куда-то спешащего. Ибн Аббас спросил его:

– О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), я очень соскучился по тебе и твоей речи, куда же ты спешишь?

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

– О Ибн Аббас, Усман сделал добровольное пожертвование, и Аллах принял его, а в награду женил его на девице в Раю. Так давайте же поспешим на его свадьбу!

Завет от Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)

Когда заблудший Ибн Мульджам нанес смертельную рану нашему господину Али бин Абу Талибу (да будет доволен им Аллах), и он лежал на смертном одре, к нему зашел его сын Хасан, он горько плакал. Наш господин Али (да будет доволен им Аллах) спросил его:

– О сынок, из-за чего ты так горюешь?

Хасан ответил:

– Как же мне не горевать, когда ты проводишь свои последние мгновения в мире этом и вступаешь в мир иной?..

Любящий отец промолвил:

– О сынок, храни четыре и еще четыре завета от меня. Если последуешь им, то ничего из совершённого тобой не навредит тебе.

Хасан спросил:

– Какие же, отец?

Али продолжил:

– Наилучшее богатство – разум.

Наибольшая бедность – глупость.

Самое большое одиночество – самолюбие, тщеславие (ибо самолюбие, высокомерие человека вызывает у людей неприязнь и гнев, вследствие чего они отдаляются от него).

Наилучшее благородство и достоинство – добрый нрав.

Хасан попросил:

– О отец мой, это – четыре завета, так расскажи же и о четырех других…

– Остерегайся дружбы с глупцом. Поистине, желая принести тебе пользу, он навредит тебе.

Остерегайся дружбы со лжецом. Поистине, он подобен миражу: будет представлять тебе далекое близким, а близкое – далеким.

Остерегайся дружбы со скупцом. Поистине, он бросит тебя в самый нужный момент.

Остерегайся дружбы с нечестивцем. Поистине, он продаст тебя за бесценок.

Оживление мертвых

Рассказывают, что пророк Иса (мир ему) мог оживлять людей с позволения Всевышнего Аллаха. Не все ему верили и потому предложили:

– Ты оживляешь тех, кто умер недавно, может, они даже и не умирали, оживи того, кто умер очень давно.

– Так выберите сами, – согласился пророк.

– Оживи Сама, сына пророка Нуха (мир ему).

Иса (мир ему) подошел к его могиле, совершил два ракаата молитвы, а затем попросил Всевышнего Аллаха оживить Сама. Аллах оживил сына Нуха (мир ему), при этом его волосы и борода оказались седыми. Люди удивились:

– Как так может быть, ведь в твоем времени не было седины?

– Я услышал зов и подумал, что наступил Судный день, и мои волосы поседели от страха, – ответил Сам.

– Как давно ты умер? – поинтересовались у него.

– Я умер четыре тысячи лет назад, и горечь смерти еще не покинула меня.

«Танбиху ль-гафилин»

О семи вещах

От Абу Убайдаллаха Куршия передают, что некий человек преодолел семьсот фарсахов, чтобы спросить у ученого о семи вещах. Придя к нему, он сказал: «Поистине, я пришел к тебе из-за тех знаний, которыми Аллах наделил тебя. Расскажи мне о небесах и о том, что тяжелее их; об этой земле и о том, что шире её; о камне и о том, что жестче его; об огне и о том, что жарче его; о стуже и о том, что холоднее её; о море и о том, что богаче его; о сироте и о том, кто слабее его».

Мудрец ответил: «Клевета на чистого человека тяжелее, чем небеса; истина шире, чем земля; сердце довольствующегося малым богаче моря; жадность в теле жарче огня; нужда к близкому человеку, когда не решается, холоднее стужи; сердце неверного черствее камня, и разоблачившийся сплетник слабее, чем сирота, так как он становится униженным».

«Танбих ль-Гафилин»

Парализованная рука

Передают от Аиши (да будет доволен им Аллах), что однажды к ней подошла девушка, рука у нее была спрятана в рукаве.

– Что с тобой, почему ты прячешь руку? – спросила Аиша (да будет доволен им Аллах).

– Не спрашивайте, о мать правоверных, – ответила девушка.

– Ты должна мне все рассказать, – настояла Аиша (да будет доволен им Аллах).

Тогда девушка поведала:

– О мать правоверных, у меня были родители, и мой отец любил давать милостыню, а мать, напротив, не любила этого, я не видела, чтобы она давала пожертвование, кроме кусочка жира или изношенной одежды. Когда родители умерли, я увидела во сне, как будто наступил Судный день. И я увидела среди людей свою мать, на ней была изношенная одежда, а в руке кусочек жира, который она облизывала и кричала: «О, жажда!» И я увидела отца на краю водоема, он поил людей водой, а для него не было любимей милостыни, чем поить людей водой. Я взяла чашу и напоила свою мать, тогда я услышала голос: «У того, кто напоит эту женщину, отсохнет рука», – а когда я проснулась, моя рука была уже парализована.

«Танбиху ль-Гафилин»

Набожный брат

У одного праведника был набожный брат, который посещал его раз в год. И вот он в очередной раз пришел навестить брата, постучал в дверь, невестка спросила:

– Кто там?

– Брат по вере твоего мужа, пришел навестить его.

– Он ушел за дровами, да не вернет его Аллах! – ответила жена и начала сильно ругать и обзывать своего мужа.

В это время вернулся муж, его тюк с дровами нес на себе лев, а сам он шел впереди. Подойдя ближе, он поздоровался и поприветствовал брата, затем спустил дрова со спины льва и сказал ему:

– Ступай, да одарит тебя Аллах благодатью.

Затем завел своего брата в дом, а жена продолжала ругаться, но он ей ничего не отвечал. Затем, накормив брата, проводил его и попрощался. Гость был очень удивлен, как терпеливо его ближайший родственник сносил безобразное поведение жены.

Он посетил его вновь на следующий год. Постучал в дверь, невестка спросила:

– Кто там?

– Брат вашего мужа, пришел навестить его, – ответил человек.

– Добро пожаловать, – послышался приветливый ответ. Затем она стала расхваливать мужа и гостя, предложив подождать.

Муж вернулся, на этот раз дрова он нес на спине. Заведя брата домой, накормил его, а жена продолжала хвалить их обоих.

Когда они решили попрощаться, брат спросил о том, что он видел в этот и прошлый раз: как случилось, что лев нес дрова на себе, когда у него была плохая жена с нехорошим языком, и о том, что он нес дрова на себе, когда у него жена добрая, хвалящая его, праведная? Муж ответил:

– О мой брат, умерла та злобная жена, а ведь я терпел всю её ругань и упреки, и Аллах из-за моего терпения подчинил мне льва, которого ты видел несущим на спине дрова. А затем я женился на праведной женщине и нахожусь в покое с ней, от меня ушел лев, и я вынужден таскать дрова на себе, по причине того покоя, который я получил от праведной жены.

«Аз-Заваджир»

Дорогие братья, рассказывая о жизни Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), стараемся разбудить и научить мусульман любить Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Хотя, на самом деле, даже если не мусульмане услышат об этих историях, об эпизодах из жизни нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) - то ни одно сердце, наверное, не сможет остаться безучастным и не отреагировать на тот или иной эпизод из жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

И так часто бывало, что не мусульмане, услышав какую-то историю из жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), принимали Ислам, настолько их поражала высокая нравственность Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), который и сам говорил:

"إِنَّمَا بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ مَكَارِمَ الْأَخْلَاقِ"

(رواه البيهقي عن أبي هريرة)

«Воистину, я послан, для того, чтобы усовершенствовать нравственность» .

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) был очень внимательным и очень заботливым ко всем одинаково.

Эта история, которую я хочу рассказать, о делегации из Йемена. Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) переехал из Мекки в Медину, и когда Ислам уже окреп, разные арабские племена стали посылать к нему делегации для того, чтобы объявить, что они принимают Ислам.

Также из Йемена пришла делегация из 13 человек и с собой привела скот в качестве закята. Когда йеменцы пришли, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) им очень обрадовался, проявил почтение, и они сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), мы принесли то, что положено нам давать перед Всевышним – это закят из нашего имущества». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Верните ваш закят вашим же беднякам!». А они говорят: «Мы принесли уже то, что было излишне», т.е. мы уже раздали нашим беднякам, а то, что осталось, мы принесли сюда. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) им очень удивился, также удивился Абубакр и сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), подобно этой делегации, ни одна делегация ещё не приходила к нам!». Их визит, и с чем они пришли, и как они пришли - очень обрадовало и сподвижников и самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), восхитившись, сказал: «Воистину, наставление в руках Аллаха и тот, кому Он желает благо, тому Он раскрывает сердце для веры». И тут они стали спрашивать Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) о разных вещах: о Коране, о сунне… и получали ответы. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) велел Билялу показать места, где они будут ночевать. Пробыв там несколько дней и удовлетворив свои нужды, получив ответы на вопросы, они стали прощаться с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям), А Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) распорядился, чтобы всем им дали подарки. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спрашивает у них: «Что вас торопит, почему вы так рано уезжаете?». Они говорят: «Мы хотим поскорее вернуться к нашим племенам, рассказать о том, что видели Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), о нашем разговоре с тобой, и о том, как ты нам отвечал. Мы торопимся обо всём этом рассказать». И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Кто-нибудь из вас остался, кого я не видел, кому не достались дары?» - и они отвечают: «Мы оставили юношу, самого молодого среди нас, он смотрит за нашими верблюдами, он не приходил ещё сюда». И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Скажите ему, чтобы он подошёл ко мне». Казалось бы, это был простой юноша, можно было бы его не заметить, он сторожил верблюдов. Но Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) и о нём заботится и говорит, чтобы и он пришёл к нему. Когда они пришли к верблюдам, его товарищи сказали: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) велит тебе идти к нему, он ответил нам на наши вопросы, удовлетворил наши нужды. Иди и ты попроси у него исполнения своей просьбы, скажи ему о том, что ты хочешь ему сказать». И юноша отправился к Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям) и, встретив его, поздоровался с ним и говорит: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), я юноша из племени бану Абва, из тех людей, которые только что тебя покинули, ты исполнил все их нужды, все их просьбы. Я прошу, чтобы ты и мою просьбу тоже исполнил». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «А в чём заключается твоя просьба?», он говорит: «Моя просьба не похожа на просьбу тех, с кем я пришёл, моих товарищей. Они пришли, желая принять Ислам и привели то, что привели. А меня - клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)! - меня привела сюда лишь одна просьба, одно желание: я хочу, чтобы ты попросил у Всевышнего для меня прощения, проявил ко мне милость, и чтобы он сделал моё богатство - в моём сердце», т.е. чтобы он был удовлетворён тем, что у меня есть. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) поднял руки к небу и сказал:

"اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ وَاجْعَلْ غِنَاهُ فِي قَلْبِهِ"

«О Аллах, прости его, смилуйся над ним, и помести его богатство в его сердце!» , т.е. сделай его довольствующимся тем, что Ты ему ниспосылаешь. И потом Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) велел дать ему те же подарки, что были отданы и его товарищам.

На 10-ый год Хиджры Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встретился с этими людьми в период Хаджа. Когда он совершал Хадж, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) их узнал и они его узнали, и сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), мы та делегация, которая приходила к тебе в тот год», и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «А как поживает тот юноша, который был с вами в тот год?». Они ответили: «Среди нас нет никого, подобного ему. Он отрешён от этого земного мира (дунья), он довольствуется тем, что у него есть. Даже если бы все люди поделили этот мир (дунья), он бы не обратил никакого внимания на тех людей». И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сделал ему дуа, ещё раз обратился ко Всевышнему с просьбой, чтоб он умер целиком - но они не поняли выражение Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и один из них сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), как это человек может «умереть целиком»?».

Человек в погоне за своими страстями, желаниями, с алчностью, сотнями желаний, которые его разделяют, хочет и то и это, постоянно живёт с какими-то желаниями, преследует какие-то цели… О человеке который оказался в одном из таких ущелий своих желаний, а в это время Аллах забирает его душу в таком состоянии - Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит, что «я хотел бы, чтобы умер именно в том состоянии, в котором он преследует одну цель – довольство Всевышнего».

Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) скончался и многие люди стали уходить из религии, из Ислама, стали вероотступниками, этот юноша был из числа тех, кто стал, как Абубакр, среди жителей Медины призывать к тому, чтобы они поклонялись Аллаху, что если и умер Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), то Тот Аллах, которому вы поклоняетесь - не умер и не умрёт, Он вечно живой! Этот юноша тоже стал им напоминать о Всевышнем, об Исламе и Пророке (салляллаху аляйхи васаллям). Его слова возымели большой успех и многие люди в том месте, где он жил, в Йемене, вернулись в Ислам, последовав его примеру.

И Абубакр, будучи халифом, тоже восхищался этим человеком и велел, чтобы к нему проявляли особую заботу, такое распоряжение он дал Зияду бну Лябибу. Опять-таки, это пример того, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) в своё время уделил внимание всем, понимая, что, возможно, тот юноша является лучшим среди них, более всего любимым Всевышним, и возможно, что от него будет такая большая польза для Ислама!

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был наилучшим примером. В том и числе и в том, что касается его отношения к женам. Все в нем было прекрасно: его терпеливость к ним, милосердие, снисходительность к их нравам, благородство и щедрость в обращении с ними. У них не было золотых гор и роскошных жилищ, но они были богаты, потому что обладали тем, что не достается даже королям – искренней любовью, крепкими отношениями, поддержкой и опорой в лице друг друга.

Самой любимой же женой Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (после Хадиджи) была Аиша, да будет доволен ею Аллах. Именно об их отношениях дошло до нас больше (по сравнению с хадисами, касающимися его отношений с другими женами) хадисов и именно любовь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Аиши, да будет доволен ею Аллах, называют первой любовью в Исламе. Различные истории из их жизни подтверждают глубину, прочность и надежность их взаимной любви и привязанности друг к другу.

Когда они ссорились…

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил Аише, да будет доволен ею Аллах: «Поистине, я знаю, когда ты на меня сердишься, а когда ты мною довольна». Она спросила: «Как?» Он ответил: «Когда ты довольна мной, ты говоришь: «Нет, клянусь Господом Мухаммада!» А когда сердишься, то говоришь: «Нет, клянусь господом Ибрахима!» Она сказала: «Ты прав, я не употребляю (в гневе) твое имя» (Бухари, Муслим).

Когда ей захотелось отдохновения…

Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пригласил меня с собой, [когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв]. [Это был праздничный день]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Эй, хумайра! Хочешь на них взглянуть?» Я ответила: «Хочу». [Тогда он поставил меня позади себя] и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. [Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке], и так и смотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову на плечо).

А он приговаривал: «Осторожней, любезные!». Затем он несколько раз спросил меня: «Аиша! Ну что, посмотрела?» А я ему отвечала: «Нет еще». И в таком положении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство».

И далее: «А люди время от времени спрашивали: «Абуль-Къасим! Так хорошо?» В одной из передач хадиса: «И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Ну что, достаточно?» А я ответила: «Да». И тогда он сказал мне: «Ступай себе».

В другой передаче хадиса: «А я ответила: «Еще немножко». И он продолжал стоять ради меня еще какое-то время, а затем спросил вновь: «Ну что, достаточно?» А я ответила: «Еще немножко». [При этом я заметила, как он переминается с ноги на ногу]. И далее: «Мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так стоял лишь ради меня одной, и как совсем близко к нему была я ‑ [тогда ‑ совсем еще девчушка].

[Посудите сами, как сильно хотелось девочке ‑ [совсем юной], маленькой – увидеть что-то забавное]». Аиша также рассказывала: «В тот день Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место отдохновению» (Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад).

Когда она спрашивала, любит ли он ее…

Рассказывают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, выйдя замуж за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивала его: «О Посланник Аллаха, ты меня любишь?» «Да, Аиша, конечно люблю!» - отвечал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Аиша, да будет доволен ею Аллах, хотела знать больше - как он её любит?

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал: «Сильно и крепко, как узелок веревки (в другой версии «как мертвый узел»)». А затем Аиша, да будет доволен ею Аллах, часто спрашивала: «О Посланник Аллаха, в каком состоянии мертвый узел?» А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда отвечал: «Так же, как в первый день!».

Когда она проявляла ревность…

От Умм Салямы, да будет доволен её Аллах, передаётся, что однажды она принесла Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам еду в своей тарелке. Затем Аиша принесла небольшой твердый камень и разбила им эту тарелку. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собрал то, что было между двумя осколками тарелки, и сказал своим сподвижникам: «Кушайте, кушайте, ваша мать просто заревновала, ваша мать заревновала». Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял тарелку Аиши и передал её Умм Саляме, а разбитую тарелку Умм Салямы отдал Аише.

Когда они пили с одного сосуда…

Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Часто бывало так, что во время месячных я пила, а потом передавала (чашу) Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он же прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы, и пил. И часто бывало так, что во время месячных я откусывала кусок мяса, которое было на кости, а потом передавала (кость) Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы». (Сахих Муслим).

Когда он читал Коран…

Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не раз ложился головой мне на колени и начинал читать Коран, когда у меня были месячные». (Сахих Муслим).

Когда он играл с ней…

Как-то раз Аиша сопровождала Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в одном из походов. Тогда она была совсем еще девочкой. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывает: «Я была худенькой, весила мало. Вдруг, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, скомандовал своим спутникам: «Идите вперед», ‑ [и они ушли вперед], ‑ а мне сказал: «А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей!»

Я побежала с ним наперегонки и опередила его. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он скомандовал спутникам, как в прошлый раз:

«Ступайте вперед», ‑ а сам обратился ко мне: «А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей!» К этому времени я успела позабыть о том первом случае, повзрослела, стала тяжелее. Я сказала: «О Посланник Аллаха! И как мне, вот такой, бежать с тобой наперегонки?»

А он все за свое: «Ну, давай же, давай». Я побежала и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, конечно же, опередил меня. «Затем [он рассмеялся и] сказал: Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила».