Задания для различения звуков ч щ. Звуки и буквы ч-щ. Определить позицию звука Ч, Щ в словах

Ждут в гнезде ее птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква Ц,

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице.

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы Ц.

Л. Дьяконов

Дифференциация Ч - Щ

Занятие 1

Цели занятия:

§ формировать умение дифференцировать звуки Щ и Ч,

§ соотносить их с буквами Щ, Ч;

§ развивать слуховое и речевое внимание;

§ развивать фонематический анализ;

§ развивать речеслуховую память;

§ развивать логическое мышление;

§ развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Материал к занятию

1. Послушайте слова. Назовите первый звук в слове.

Чайка, чабан, четыре, четверть, чужой.

Щука, щавель, щеки, щетка, щенок.

Обратите внимание на разницу в произношении звуков Ч и Щ.

При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.

При произношении звука Щ спинка языка поднята и язык подвинут к зубам, но смычки нет.

Проверь себя! Чем отличается произношение звуков Щ и Ч?

2. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Ча - ща, ща - ча, ча - ща - ча, ща - ча - ща, ча - ща - ча, Чу - щу - щу - чу, щи - чи - чи - щи.

Следи за правильным произношением звуков.

3. Послушайте слова. Определите, какой звук в слове - Ч или Щ и его место.

Печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.

4. Подумай, на что похожа буква Ч? На что похожа буква Щ?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ ИЗОЛИРОВАННО В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении звуков Ч – Щ

Возьми картинки-символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Внимательно послушай. как чихает паровозик и шипит лопнувший шарик. Обрати внимание на длительность звучания: звук Щ можно тянуть, а звук Ч тянуть нельзя. По очереди показывая на обе картинки, протяжно или коротко произнеси соответствующий звук. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ща, чо – що, чу – щу, чи – щи, че – ще, ща – ча, що – чо, щу – чу, ще – че, щи – чи, ща – ча – ща, що – чо – що, щу – чу – щу, щи – чи – щи, ще – че – ще, ча – ща – ча, чо – що – чо, чу – щу – чу, чи – щи – чи, че – ще – че.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговоый ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ще, чо – щу, чу – ща, чи – що, че – щи, ща – чу, що – ча, щу – че, ще – чи, щи – чо – щу, ща – чу – щи, що – ча – щу, щи – чо – ща, ще – чи – що, ча – щу – чи, ча – щу – чи, чо – ще – чу, чуу – ща – че, чи – ще – ча.

Дифференциация звуков Ч – Щ в

Возьми картинки со звуками Ч и Щ в названиях из приложения 12 и 13, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Бери по одной картинке и клади рядом с символом. Называй звук или Щ, который спрятался в каждом слове.

Дифференциация звуков Ч – Щ в словосочетаниях- скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук Ч или Щ, спрятавшиеся в каждом слове. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки, горячие щи, ищу точильщика, ищу чемодан, колючая щетка, копченые лещи, летающая бабочка, лечащий врач, молочная пища, отвечающий учащийся, почтовый ящик, прочный щит, птичий щебет, сочные овощи, учу товарищей, черный щенок, чистящая щелочь, чужие вещи, чистое помещение, чищу чайник, чудесное угощение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в одном слове.

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их несколько раз по 3-4 слова вместе в быстром темпе.

Вещички, волчище, дощечка, кричащий, мечтающий, молчащий, отвечающий, ручищи, скучающий, точильщик, учащийся, часовщик, чаща, чище, чудовище, чищу, щелочка, щелчок, щеночек, щепочка, щеточка, щечки, щучка, ящичек.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложения, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними предложения. Например: щенок увидел черепаху и испугался, присел, а потом начал громко лаять.

Плащ – химчистка, пещера – бочки, чинить – ящик, встреча – площадь, считать – чек, речка – удилище, тащить –кирпичи, черепаха – щенок, чебуреки – товарищи, чулан – вещи, ящик – ключи, выключатель – помещение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложениях.

Уточнение лексико-грамматических представлений

Возьми картинки девочки и мальчика из приложения 2. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ. Например: Мальчик, который читает книгу,читающий мальчик.

Девочка, которая скучает, молчит, учится, встречает подругу, улыбается, кружится, смеется, плачет. Мальчик, который отвечает у доски, играет, плавает, танцует.

Дифференциация звуков Ч – Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их быстро, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Щенок в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки. В пещере большущей мыши летучие. Дочку угощали щами и копчеными лещами. Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочки и мальчики. Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке. Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусит, уже нечего было тащить. Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется. Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная начинка, мухи, подходите, паутинка». Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руку взял, бок щеночку чистить стал; две часа терпел щенок, больше вытерпеть не смог, начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок, я не плащик, а щенок».

Дифференциация звуков Ч – Щ в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и правильность произношения. Следи за произношением звуков Ч и Щ.

У нашей Таечки в ящике маечки. У чудовища чудовищные щупальца. Дюймовочка на щепочке, У Дюймовочки щеточка. Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока. Плащ чищу, чищу и отчищу. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас. Щенок на даче все в ящик тащит. У щенка,как у овечки, шерстка в маленьких колечках. Щетина у чушки, чешуя у щучки. В нашей пуще чащи гуще. Мойте чаще рабочие ручищи. В темной чаще волчище рычащий. Тучи гуще, капли чаще, дождик пуще, тучи дальше. В речке плещутся щурята, это – щучкины ребята.

Занятие № 1.

Тема: Звукии буквыЧ–Щ.

Этап: Дифференциация звуков изолированно, в словах, в предложениях.

  • Уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие.
  • Добиваться четкой дифференциации звуков на основе опоры на звуковые символы.
  • Обучать навыкам словообразования и словоизменения.
  • Расширять активный словарный запас.

Оборудование: проектор, компьютер, инд. зеркала, карточки – символы, схемы звуков.

Презентация 1 );

План занятия.

  1. Орг. момент.
  2. Дифференциация изолированных звуков и букв.
  3. Дифференциация в слогах.
  4. Физкультминутка.
  5. Дифференциация в словах.
  6. Словообразование.
  7. Словоизменение.
  8. Оценка деятельности детей.
  9. Подведение итогов.

Ход занятия

I. Организационный момент. (Слайд 2)

Мы должны научиться:
– слышать и различать близкие по произношению согласные Ч и Щ;
– четко произносить близкие по артикуляции согласные Ч и Щ;
– читать слоги и слова с буквами Ч и Щ;
– правильно изменять слова.

II. Дифференциация изолированных звуков и букв.

1. – Ребята, услышав звук [Ч], хлопните в ладоши: Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Ч, Ш, Ж, Ч, Щ.

2. – Ребята, когда мы можем услышать звук [Щ] на улице? (Слайд 3)

– Дворник подметает двор метлой и слышится звук [Щ–Щ].

3. – Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Щ]? (Слайд 4)

  • язык в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
  • струя теплого воздуха плавно идет посредине языка;

– А теперь вы расскажите, как мы произносим звук Щ.

Ученик с опорой на символы рассказывает уклад органов артикуляции при звуке Щ.

(Слайд 5)

4. – Ребята, когда мы можем услышать звук [Ч] на улице? (Слайд 6)

– Кузнечик стрекочет: [Ч, Ч, Ч]

5. – Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Ч]? (Слайд 7)

  • Губы выдвинуты вперед и округлены;
  • В работе языка различают два момента: 1) кончик языка смыкается с верхними резцами (у их корней);
  • 2) язык отходит немного назад и в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
  • струя теплого воздуха толчкообразно выходит изо рта;
  • звук всегда произносится мягко;
  • голосовые связки не работают, звук глухой.

– А теперь вы расскажите, как мы произносим звук [Ч].

Ученик с опорой на символы рассказывает уклад органов артикуляции при звуке [Ч].

(Слайд 8)

6. – В чем сходство и различие укладов артикуляции звуков [Щ] и [Ч]?

Ученик с опорой на символы называет сходство и различие укладов артикуляции звуков [Щ] и [Ч]. (Слайд 9)

– Одинаковое положение губ, язык в верхнем положении, теплый воздух выходит изо рта, оба звука всегда мягкие, глухие.

По-разному выходит воздух изо рта: при звуке [Щ] – плавно, при звуке [Ч] –толчкообразно.

7. Сравнение букв. (Слайды 10, 12)

8. Сравнение характеристик звуков. (Слайды 11, 13)

III. Дифференциация в слогах.

Чтение слогов:
а) обратных (Слайд 14)
б) прямых (Слайды 15, 16)
в) в середине слогов (Слайд 17)

IV. Физкультминутка.

(Слайд 18) “Матрешки”.

V. Дифференциация в словах.

1. Определение места звука [Щ] в словах: щетка, лещ, щенок, ящик.

2. Определение места звука [Ч] в словах: мяч, девочка, перчатки, чашка.

VI. Словообразование.

Игра “ Большой – маленький”.

Щенок – щеночек, ящик – ящичек, щетка – щеточка, щука – щучка.

(Слайды 21, 22, 23, 24)

VII. Словоизменение.

Игра “Один – много”

Волчонок – волчата, щучка – щучки.

(Слайды 25, 26)

VIII. Оценка деятельности детей. (Слайд 27)

– Внимательно следите за полетом пчелы, мысленно соедините буквы. Какое слово получилось? Да, вы сегодня умнички, потому что хорошо работали все занятие, правильно выполняли все задания.

IX. Подведение итогов. (Слайды 28, 29)

Чему мы учились на уроке?

Какое задание было самым сложным?

Нарисуй свое настроение.

Занятие № 2.

Тема: Звукии буквыЧ–Щ.

Этап: Дифференциация звуков в предложениях, в текстах.

  • Добиваться четкой дифференциации звуков на слух и в произношении.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • Расширять активный словарный запас причастиями.

Оборудование: проектор, компьютер, инд. зеркала, карточки с буквами Ч, Щ.

Программное обеспечение: презентация, составленная в программе Power Рoint (Презентация 2 );

План занятия.

  1. Орг. момент.
  2. Дифференциация в словах.
  3. Образование причастий.
  4. Физкультминутка.
  5. Дифференциация в предложениях и стихах.
  6. Дифференциация в письменной речи.
  7. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент. (Слайды 2, 3)

Мы должны научиться:
– слышать и различать близкие по произношению согласные Ч и Щ в словах и предложениях;
– четко произносить близкие по артикуляции согласные Ч и Щ в словах и предложениях, стишках;
– читать слова и предложения с буквами Ч и Щ;
– правильно образовывать новые слова.

Будем учиться говорить четко, красиво и правильно.

II. Дифференциация в словах (на слух и в произношении).

1. Игра “Сигнальщики”.

– Просигнальте, какой звук вы услышали в слове: Ч, Щ или оба звука? Покажите карточку с соответствующей буквой.

Чудо, щель, ущелье, училище, удочка, ночь, помощь, волчище, лучина, вещи.

2. Игра “Догадайся, какие слова спрятались среди букв”. (Слайды 4, 5)

– Объясните, как вы понимаете слова: бочка, роща, щеночек, щеточка?

3. Игра “Договори словечко, называя предмет ласково”. (Слайд 6)

Появилась в небе…(тучка )
Капли падают уже.
Плещется в речушке …(щучка )
Рыбаки спешат к реке.

III. Образование причастий.

Игра “Договори двустишия”. (Слайды 7, 8, 9).

Логопед: – Лев рычит, рычит, рычит.

Лев какой? ….

Дети: Рычащий .

Логопед: – Пес ворчит, ворчит, ворчит.

Пес какой?

Дети: Ворчащий .

Логопед: – Бык мычит, мычит, мычит.

Бык какой?

Дети: Мычащий .

Логопед: – А петух кричит, кричит, кричит.

Он какой?

Дети: Кричащий .

Логопед: – Молоток стучит, стучит, стучит.

Молоток какой?

Дети: Стучащий .

Логопед: – Колокол звучит, звучит, звучит.

Дети: Звучащий .

IV. Физкультминутка.

(Слайды 10–17)

V. Дифференциация в предложениях и стихах.

1. Где нам встречаются звуки [Ч] и [Щ]? (Слайд 18)

Читает логопед:

Звук “Ч” – это “чайник” и “чашки”,
Со звуком тем пьется чай,
А “Щ” – то “щелчки” и “ящик”,
Тот звук из слова “прощай”.

– В каких словах вы услышали звуки [Ч] и [Щ]?

2. “Щетки” (Слайд 19)

Читает логопед:

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой – башмаки.
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Логопед:

– Дайте полные ответы на вопросы:
– Как называется щетка, которой чистят зубы?
– Зубы чистят зубной щеткой.

– Обувь чистят обувной щеткой.
– Как называется щетка, которой чистят обувь?
– Одежду чистят одежной щеткой.
– Что делают этими щетками? (Слайд 20)
– Половой щеткой подметают пол.
– Массажной щеткой расчесывают волосы.
– Посудной щеткой моют бутылки, банки.

3. Прочитайте стишок (по цепочке), четко произнося звуки [Ч] и [Щ]. (Слайд 21)

Блещут молнии все ярче,
Тучи гуще, гуще.
Капли чаще, чаще, чаще.
Дождик пуще, пуще!

VI. Дифференциация в письменной речи.

1. Прочитайте предложение, вставляя пропущенные буквы: Ч или Щ (с проверкой)

(Слайд 22)

Ебе_ут _уплые _еглы.

– Объясните орфограмму.
– Чу, щу пиши с буквой у.
– Спишите предложение в тетради, подчеркнув орфограммы.

2. Прочитайте скороговорку, вставляя пропущенные буквы: Ч или Щ (с проверкой)

(Слайд 23)

Еткой _и_у я _енка, _екчу ему бока.

3. Прочитайте потешку, вставляя пропущенные буквы: Ч или Щ (с проверкой)

(Слайд 24)

Ука в ре_ке жила.
_еткой воду мела.
_и варила для гостей.
Пригласила трех ле_ей.
Говорили всем ле_и:
_и у _уки хороши!

VII. Итог занятия. (Слайд 25)

  • Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?
  • Какой из них произносится коротко, отрывисто? Почему?
  • Какой из них произносится долго? Почему?
  • Молодцы! Вы старались хорошо работать на занятии. Всем большое спасибо за урок. (Слайд 26)

Использованная литература.

  1. Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. “Дельта” С. – П. 1999.
  2. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно “Дельта” “Аквариум” 1996.
  3. Рау Е.Ф., Рождественская В.И., “Исправление недостатков произношения у школьников” М. Просвещение” 1969.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Тетради для закрепления звуков. (Звуки “Ч, Щ”).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч] – [Щ].
[Ч] – [Щ]

ща – ча що – чо щу – чу щи – чи

ча – ща чо – що чу – щу чи – щи

ащ – ач ощ – оч ущ – уч ищ – ич

ящ – яч ищ – ич ещ – еч ач – ащ

оч – ощ уч – ущ ыч – ыщ яч – ящ

ич – ищ еч – ещ юч – ющ ющ – юч


[Ч] – [Щ]

Гуща – куча, пуще – туча, пищать – печать, трещать – встречать, освещать – свеча, помещать – помечать, тащу – точу, угощу – молчу, щука – чурка, щётка – чётка, мощёный – мочёный, лощёный – точёный, сгущённый – копчёный, щит – чиж, клещи – плечи, гонщик – гончий, ящик – мячик, тащить – точить, трещит – рычит.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.


[Ч] – [Щ]

Лещи – лечи, пищит – мычит, лущить – получить, вещица – волчица, ищите – учитель, щель – качель, щели – качели, щепка – чепчик, ущелье – ученье, щегол – чехол, щетина – четыре; чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий; чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочный овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] – [Щ]

В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощечка. Рыщет в лесу волчище. У мальчика щётка. Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущенное молоко и копчёная колбаса. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Щёткой чищу я щенка щекочу ему бока. Над дымком, у самой тучки пудрит щёки щука щучке. В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
[Ч] – [Щ]

На припёке снег растаял, блещут в лужицах лучи. Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. Щуку и леща в роще не сыщешь.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 7. Выучить загадку.

Рученька – ручище,

Что в земле ты ищешь?

Ничего я не ищу,

Землю рою и тащу.

(Экскаватор)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Щётки.


Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]

Упражнение № 9. Выучить стихотворение.

Тьма всё гуще, гуще,

Дождь всё чаще, чаще,

Хищники ночные

Где-то бродят в чаще. (Б. Заходер)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

Добрый врач, бывалый врач,

Чуть услышит детский плач,

В ранний час и в полночь

Поспешит на помощь. (В. Титов)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 11. Выучить стихотворение.

Лютик, лютик, что хохочешь?

Да ведь ты меня щекочешь!

Так листочки ты щекочешь,

Что не хочешь – захохочешь! (В. Токмакова)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Месяц заблудился у косматой чащи.

Рогом зацепился за сучок торчащий…

Понял, что попался…И над спящим лугом

До утра качался, бледный от испуга. (Т.Золотухина)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Желаем успехов!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №25 «Чебурашка» г. Туапсе

Конспект нод

По речевому развитию

В старшей логопедической группе

Тема: «дифференциация звуков ч-щ»

Воспитатель: Шилова К.С

Цель:

- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ(изолированно, в слогах, словах, в фразовой речи).

Образовательные задачи:

Закреплять практическое употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Продолжать формировать фонематическое представление (находить картинки с нужным звуком).

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух;

Развивать память, внимание, мышление.

Массаж карандашами стимулирует речевое развитие, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук

Воспитательные задачи:

Развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;

Воспитывать самоконтроль за речью детей.

Предварительная работа: проговаривание чистоговорок, загадывание загадок на звуки щ-ч.

Оборудование: Карточки с картинками на звуки Ч и Щ, мяч, магнитная доска, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

Д/и с мячом «Один много» - Встали детки на лужок и сделали кружок.(Туча, лампочка, щётка, лещ, бочка, мяч, ящик, калач, щенок, плащ, овощи, ключ).

2.Основная часть

Изолированное произношение звуков ч-щ

На доске висят картинки с изображением сдутого шарика и паровоза.

Ребята что нарисовано на первой картинке?(сдувающийся шарик) Какой звук мы слышим когда сдувается шарик звук - щ- давайте произнесем его щ-щ-щ-щ молодцы. Что нарисовано на другой картинке? (паровоз) Какой звук мы слышим когда едет паровоз давайте произнесем его ч-ч-ч-ч молодцы.

З доровье сберегающие технологии (самомассаж рук с помощью карандашей) поочерёдное изолированное произношение звуков ч-щ.

Ребята посмотрите что я для вас приготовила (раздаю карандаши). Давайте с вами с поем песенку «шарика» и «паровоза».Положим карандаш на одну ладошку, прикроем её другой. Прокатываем карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям и произносим звуки ч-щ. Молодцы.

Игра «Эхо». Послушай внимательно и скажи как я.

Ча-ча-ча Чу-чу-чу

Ща-ща-ща Щу-щу-щу

Чи-чи-чи Че-че-че

Щи-щи-щи Ще-ще-ще

Динамическая пауза игра «Мячик»

А теперь мы поиграем я превращу вас в мячики

Вы теперь не ребятишки,

Не девчонки и мальчишки,

А весёлые мячи!

Так что прыгай и скачи!

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал,

На иголку набежал…

Он все ниже опускается,

Воздух тихо выдувается.

А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика. Молодцы.

- Дифференциация звука в словах.

- Ребята я сейчас вам раздам картинки посмотрите что на них нарисовано (дети говорят по очереди что нарисовано у каждого на картинке)

Ребята у нас на доске висят картинки с символами звуков ч это паровоз и щ это лопнувший воздушный шар. Давайте повторим какой звук мы слышим когда сдувается шар щ-щ-щ-щ а теперь когда едет паровоз ч-ч-ч-ч молодцы.

Теперь вы будете крепить картинки в словах которых есть звук ч к паровозу а картинки в словах которых есть звук щ к воздушному шару. (дети по очереди называют что у них нарисовано на картинках и прикрепляют их к определённой карточке с тем звуком который есть у них в слове).Молодцы.

Проговаривание чистоговорки.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение в котором есть звуки ч и щ, а вы будете повторять за мной.

Я вам быстро перечислю,

Что я этой щёткой чищу.

Этой щёткой чищу платье,

Этой щёткой чищу обувь