Звук П(П, Буква П) план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему. Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П Звуки п пь задания для детей

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 63 VIII ВИДА

Урок

на тему:

«Звуки [п], [п"], буквы П,п»

для 1 класса

Составитель:

Учитель начальных классов

Хуснутдинова Анна Андреевна

Цели: познакомить со звуком [п], буквами П, п, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышление, речь, память; воспитывать умение слушать друг друга

1.Оргмомент

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Этот урок не совсем обычный, так как в гостях у нас учителя. Принимать гостей всегда очень приятно. Посмотрите на это солнышко, улыбнитесь так, как оно улыбается, посмотрите на гостей, улыбнитесь им и с хорошим настроением начинаем наш урок. (Слайд №1)

Отвечать будем внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.

Артикуляционная гимнастика

Сегодня, к нам в гости пришел Винни - Пух. (Слайд №2) Что больше всего любил кушать Винни - Пух? Мёд. Покажите, как он облизывался, когда его кушал. Сначала по часовой стрелке, а теперь против часовой стрелки.

Лошадка (Слайд №3)

Кошка - лакает молоко (Слайд №4)

Молодцы!

2. Повторение пройденного материала

Какой урок у нас? Урок чтения. На уроке чтения чем мы занимаемся? Изучаем звуки и буквы.

А теперь повторяем изученные нами буквы.

Что за звуки, словно песни

Вы их быстро назовите.

Гласные А,У,О,Ы. Молодцы!

Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим. (Слайд № 5- 8)

Что вы знаете о буквах? Видим и пишем.

Какой стишок знаете о гласных звуках и буквах.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Молодцы, ребята. Вспомним о других звуках. М, Л, Н, Ш, Х, С, К, Р. Какие они звуки? Согласные. Почему? Они встречают преграду, когда мы их произносим. Буквы мы видим и пишем (Слайд № 9- 16) Читаем хором

Чем мы занимались, ребята? Повторили изученные буквы.

Повторим слоги из букв, которые мы знаем! (составляем и читаем слоги из разрезной азбуки)

3.Изучение нового материала

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой. Я буду говорить слова, а вы слушайте внимательно, и скажите, какой звук повторяется во всех словах.

Парта, палка, пух, пол. Звук П.

Правильно, это звук П. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой П. (Слайд № 17)

4. Уточнение звука [п] и характеристика

Взяли зеркала и произноси звук [п].

Есть ли преграда, когда мы произносим звук [п]. Да. Где воздух встречает преграду? Губы. Значит какой звук [п] - согласный. Дрожит ли при произношении горлышко? Горлышко не дрожит, связки отдыхают. Значит звук - глухой.

Запомните: Звук [п] - согласный, глухой, твердый.

5. Соотнесение звука [п] с буквой

Наденем на звук [п] платье, и наш звук станет буквой (Слайд № 18).

На что похожа буква П? Перекладину (Слайд № 19)

На хоккее, на футболе,

Буква П - ворота в поле.

Буквой П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,-

Подойди и подтянись.

6. Составление из палочек

Составим букву п из палочек. (Слайд № 20)

Но буква п бывет разной, посмотрите. Печатная, письменная заглавная и строчная. (Слайд № 21-22)

7. Работа над слогами

Буква П дружит с гласными буквами, и составляют они вместе слоги. Чтение слогов. (Слайд № 23- 30)

8. Работа над словами

А если наши слоги встанут рядом, то у нас получатся слова, Давайте, попробуем прочитать их. (Слайд №31)

Папа, лапа, Паша

9. Работа над предложением

Наши слова, когда встают рядышком, получаются предложения. Прочитаем предложение! (Слайд №32)

10. Физкультминутка

11. Работа с учебником

Букварь - это начало начал. Мы должны его беречь, обращаться аккуратно.

(Слайд № 33)

12. Итог урока

Какая буква была именинницей на уроке?

С какой буквой познакомились? (С буквой П)

Какой звук она обозначает? (Буква П обозначает звук П)

Дайте характеристику этих звуков. (Согласный глухой твердый).

Молодцы! (Слайд № 34)


«Звуки [п, пь] и буква «П».

Повторите с Вашим ребенком:

Какие гласные звуки ты знаешь? (А, О, У, И, Ы, Э) Почему они называются гласными? Правильно, когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через ротик свободно, и ничего ему не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Есть еще другие звуки, которые называются согласными звуками. Какие согласные звуки ты знаешь. («П» и «Пь». Согласные звуки необходимо произносить коротко, отрывисто, без призвука гласного [э], не “пэ”, а [п].)

Когда произносится согласный звук п , воздушная струя встре­чает преграду: губы. Звук [п] пытается прорваться сквозь преграду - сквозь губы. Произнесите звук [п] . Чем мы произносим звук [п] ? (Губами.) Наш голос спит или поет? Правильно, спит, поэтому звуки «п, пь» - глухие!

Повторяй за мной, какой звук [п]. (Со­гласный, твердый, глухой.) Согласные твердые звуки живут в Синем замке. Твердый, согласный звук [п] мы обозначим синим цветом..

У твердого звука [п] есть младший братец: звук [пь]. ^ Звук п" - братец звука п. Этот звук называется мягкий со­гласный. Его будем обозначать зеленым цветом.

ЗВУК

Фонетическая зарядка.

Как пыхтит каша? (П-п-п-п…) Какой звук услышал: твердый или мягкий?

Как пищат птенцы? (Пи-пи-пи!..)

Повтори «пи». Покажи столько пальчиков, сколько звуков услышал. Назови первый звук: «пь»,мягкий; второй звук-«и».

^ Задания для развития логического и творческого мышления, внимания, памяти, обогащения словаря.

Кто больше?

Сначала перебираем все слова со звуком П «на полу» (плинтус, паркет, палас), затем «на потолке» (лампа, побелка, паучок).

Можно поискать слова на небе, в море, на улице и даже в кастрюле.

^ Доскажите словечко и назовите первый звук: «п» или «пь».


И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?.. (Палатка.)

Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется… (перрон).

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его… (Петрушка).

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (Петушок.)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я… (подосиновик).


Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это… (поросенок).

Муха ахнула сперва:
«Ах, какие кружева», -
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в… (паутине).

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник,
Букварь и… (пенал).

Веселятся Коля, Лена -
Это значит… (перемена).

Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник… (пингвин).

Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал).

Я взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый… (пирог).


Наоборот.

Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).

^ Звук заблудился

^ Отгадывание загадок. В отгадке надо различить братцев п и пь.

Выучите понравившиеся вам загадки.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает.

Кто пасет овец и коз,

Там, где луг травой зарос?

(Пастух)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

Говорит дорожка -

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня».

(Полотенце)

^ Чтение сказки Г. Юдина «День поросенка».

Запомните слова со звуком [п, п"], которые встретятся вам в сказке.

День поросенка

Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону:

Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку. Моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит.

А Пончик жил на другой стороне пруда.

«Пешком далеко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя.

Сел он на плот, поставил парус и плывет потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умел.

Помоги-те! Тону-у! - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?»

Хорошо - Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.

Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вез.

Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.

^ Слоговой аукцион

Придумай слова, в которых слог пи был бы первым (пила, пирамида).

Дополните предложения

На огороде выросли красные…
В саду распустились красивые…
Мальчик отправил…
Полина сняла…

(Ответ: помидоры, пионы, письма, пальто.)

Пословица

Что посеешь, то и… (пожнешь).

^ Придумайте рассказ

Почти все слова должны начинаться со звука [п, п"].

Например:

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег спать.

^ Составьте фразу

Составьте фразу или предложение со словами: почта, письмо, парикмахерская, прачечная.

Узнайте сказку

Сказки просят:
- А сейчас,
Вы, друзья,
Узнайте нас!

Каких еще сказочных персонажей на П вы знаете?

^ Синонимы - антонимы

Пустой - порожний - полный. Полный - толстый - худой. Пугливый - трусливый - смелый.

Буква П

^ Выложи из мелких предметов букву «П».

Напиши эту букву на своей ладошке, на маминой ладошке.

Раскрась одну букву синим цветом, другую зеленым.

Повтори и продолжи:

Я знаю слова на звук «п»: …(назвать не менее 5 слов;)

я знаю слова на звук «пь»: … .

Назови картинки. Какая картинка лишняя и почему?

Прочитай сначала слоги с твердым звуком «п» (па, пу, по, пы), затем с мягким звуком «пь» (пи, пе).

Обведи все буквы «П».


Профессии

1. Назовите 10 профессий на П.

(Плотник, пекарь, почтальон, парикмахер и т.д.)

Образуйте женский род от следующих профессий: повар (повариха), певец (певица), портной (портниха), продавец (продавщица), пианист (пианистка), поэт (поэтесса), писатель (писательница).

Конспект логопедического занятия на тему: « Зуки П-ПЬ. Буква П.»

Цель: закрепить знания детей со звуками П-ПЬ, буквой П.

Задачи: учить дифференцировать звуки П и П* изолировано, в словах, в слогах и предложениях и текст; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; проводить профилактику оптических нарушений; развивать логическое мышление, связную речь (обучать составлению рассказа на заданную тему); учить работать на уровне текста; развивать мелкую моторику.

Наглядные пособия и раздаточный материал: слоговая таблица предметные картинки со звуком П, зеркало, муляжи “овощи”, сюжетные картинки, карточки с буквами, магнитные буквы, сюжетные картинки “Помощники”.

Ход занятия

1. ОРГМОМЕНТ

1) Развитие зрительного восприятия.

Презентация .

Логопед: Ребята, послушайте, стихотворение и отгадайте о какой букве идёт речь.

Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали
Влез на букву озорник
Он решил, что та турник!

2) Сформулировать и записать на доске тему занятия.

II. Основная часть

1) Логопед: Вспомните, как пыхтит каша, когда вариться (п-п-п)

Произнесите звук П перед зеркалом

Расскажите о положении губ,зубов, языка о голосовых связках и струе воздуха.

    Губы – сжимаются;

    Зубы – раскрыты;

    Язык – лежит спокойно;

    Связки не работают;

    Струя воздуха – тёплая, короткая

2) Сравнительная характеристика звуков занятия (по таблице)

П – согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.

Пь - согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

3) Дифференциация звуков П и Пь в слогах.

Логопед: Прочитайте слоги (карточки на столе) и запишите их. Укажите наличие звуков П и Пь

Слоги: па, пу, пи, пе.

4) Игровое задание.

Хлопните, “услышав” в слоге звук П:

па, ма, на, ва, по, но, лы, вы, пы, бо, то, пу, бы, ка, на, пи.

5) Работа на уровне слова

Игра “Закончи слово”

па- палка, пакет, пальто...

пу- пух, пушка, пуговица...

пи- пирог, пила, письмо..

по- почта, полка, ...

2. Словесная игра “Доскажи словечко”

Я взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый... (пирог)

Если всё ты будешь знать
То получишь в школе...(пять)

Портфель у меня не велик и не мал
Лежит в нём учебник, тетрадь и...(пенал)

3. Дидактическая игра “Прятки”

Инструкция: найдите и покажите предметы на картинках в которых звук П

В начале слова

В середине слова

В конце слова

4. Развитие звукового анализа

Сказка “Про овощи”

Логопед: Решил однажды Синьор Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему все овощи: горох капуста, огурец, лук, репа, патиссон, картофель и другие. И сказал помидор: “Много желающих оказалось вас, чтобы служить в моём войске, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско пойдут те лишь овощи, в названии которых есть звук П”.

Назовите их, ребята,и попробуйте определить место звука П в слове.

Логопед: Составьте звуковую схему слова: репа, перец (работа с цветными картами за столом); слова:помидор, капуста, петрушка (работа у доски)

5. Физкультминутка. “Петух” (игра в кругу)

Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай, Дима, не зевай,
Кто петух у нас, узнай!

6. Дифференциация звуков П- Пь в предложениях

Логопед: Дополните предложения словами, в которых есть звук П.

    На огороде выросли красные...(помидоры)

    В саду распустились красивые... (пионы)

    Мальчик отправил бабушке...(письмо,посылку)

    Полина пришла из школы и сняла...(пальто, плащ, платье)

    Липу пилили... (пилой)

    На полку поставили...(посуду)

    Во время жары на голову надо надевать...(панаму)

    Бананы растут на...(пальме)

Логопед: Ребята, а теперь составьте самостоятельно предложения со словосочетаниями:

Пустой пузырёк

Полный пакет

Пополнить запасы

Печёт пироги

Покупает платье

Лепит петуха

Дидактическая игра “Слово рассыпалось”

Из букв ПУТШЕКО составить слово.

Подсказка загадка

Встанет на заре,
Поёт во дворе.
На голове гребешок,
Кто же это? (Петушок)

Составление предложения с данным словом.

Логопед: А сейчас мы с вами сыграем в игру “Звёздный час”.

Инструкция:из букв слова КРАПИВА составить другие слова (парк, пар, пир, вар, кипа, рак, икра, пара...)

Развитие связной речи

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Логопед: Рассмотрите картинки и составьте по ней рассказ.

(Дети раскладывают сюжетные картинки “Помощники”).

Составление рассказа при помощи вопросов.

Самостоятельный рассказ.

III. Итог занятия

Логопед:

    Чем мы сегодня занимались на занятии?

    Что особенно понравилось?

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.

2. Учить выполнять графические упражнения.

3. Научить четко произносить звуки [П], [П"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласных звуков.

5. Развивать у ребенка фонематические представления.

6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развитие слухового внимания).

Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:

○○○○○…

○○○…

▲○▲○▲…

Задание 3 . Знакомство со звуком [П].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [П]:

Вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП...

Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; an, оп, ум...;

Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка,..

Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных: пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-...; ...ап-па; оп...

Задание 8 . Работа с картинками: - четко назвать все картинки в ряду

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало? »;

Ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которыхнет звука [П];

Перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах — начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);

Помнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.

Задание 9 . Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки — пушки, Юля — ..., Оля — ...

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П]

Задание 11 . Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.

Задание 12 . Выучить чистоговорки:

Па-па-па — на столе крупа.

Пы-пы-пы — нет крупы.

Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — мы ели суп.

Задание 13. Знакомство со звуком [П"].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?... (Петушок )

Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?» Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Птенцы пищат: пи-пи-пи!

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если слышишь звук [П"]»

пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пироги корова...

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, Запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

Задание 17 . Подобрать слова по первому слогу:

ПИ: -ла, -рог...;

ПЕ: -рец, -чень, -карь...

Задание 18 . Выучить чистоговорку:

Пи-пи-пи — пирожок купи.

Задание 19 . Дифференциация звуков [П] —[П"].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (Пила)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук )

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка )

Подобрать слова со звуками [П] и [П"].

Выучить скороговорки:

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Пара птиц порхала, порхала — да и выпорхнула.

Задание 20 . Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

На что похожа буква П?

Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы — сжаты в кулак.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков),

Составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв.

Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.

Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.

папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.

Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П»

Задачи:

  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ;
  • Развивать фонематический слух;
  • Формировать навыки анализа и синтеза слогов;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Обогащение словаря;
  • Знакомство с буквой;
  • Развитие навыка чтения, письма.

Материал: конверты для характеристики звука, зеркала, «Веселый артстадион».

Ход занятия:

1. Повторение пройденных звуков (А, У, М) по беззвучной артикуляции.

2. Артикуляционная гимнастика «Веселый артстадион».

3. Создание проблемной ситуации: какой звук наиболее часто повторяется?

Говорит попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю! Попугай в ответ попугаю: Попугай, попугай, попугай! (звук П)

4. Артикуляция и характеристика звука П:

Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.

Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!

Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.

П – глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.

5. Речевая зарядка: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЫ-ПИ, АП-АПЬ, ОП-ОПЬ, УП-УПЬ, ЫП-ЫПЬ.

6. Различение П – ПЬ на слух:

А) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь, ипь, …

Б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход…

В) игра «Наоборот»: па-па-па – пя-пя-пя, по-по-по – пё-пё-пё, пу-пу-пу – пю-пю-пю, пы-пы-пы – пи-пи-пи, ап-ап-ап – апь-апь-апь, оп-оп-оп – опь-опь-опь, уп-уп-уп – юп-юп-юп, топ-топ-топ – тёп-тёп-тёп.

7. Игра «Кто внимательный?» - запомнить слова со звуками П, ПЬ из сказки Г. Юдина «День поросенка»:

Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону: «Завтра наш праздник, День поросенка, Я хочу послать посылку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит». А Пончик жил на другой стороне пруда. «Пешком далеко-ко-ко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя. Сел он на плот, поставил парус и плывет потихоньку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умеет, «Помогите! Тону!» - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?» Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал пятачком Петю к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег. «Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь тебе Петя посылку вез». «Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно».

8. Физкультминутка.

9. а) Поставить звук П в начало слова: ушки, Уля, Оля, Аллочка, луг, лавка

Б) заменить первый звук слова на звук П: точка, тачка, карта, шелка, шелк, торт, мальчик, мост, кол.

10. а) заменить первый звук в слове на звук ПЬ: лекарь, лесенка, речка, лесок, лечение, зеленка, вила, медаль, лень, мир, мел.

Б) Назвать первый и второй звуки в словах: паста, пудель, палка, пуговка, павлин, пудра.

11. Словарь: Птицы.

(картинка) Вот какие зубастые страшилы были прапрапрабабушками наших птиц! Сейчас самая большая птица – страус – выше человека, а самая маленькая – колибри – не больше конфеты. Малышка, а летает целый день без отдыха. Даже нектар из цветков ест, повиснув в воздухе как вертолет. А вот домашние куры почти совсем летать разучились. Все птицы покрыты перьями, которые служат им одеждой. У павлина, например, наряд просто королевский, зато голос никудышный. А серенький невзрачный соловей – самый искусный певец. Птицы яйца, из которых потом вылупляются птенцы. У древних птиц яйца были размером с футбольный мяч, а у малютки колибри – с горошину. Чтобы прокормить своих голодных птенцов, некоторые птицы за одно лето уничтожают огромное количество вредных насекомых. А какая польза от птицы, сидящей в клетке?

12. Итог занятия.

Закрепление вне занятия.

1 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика..

2. Игра «Наоборот» - различение П-ПЬ

3. Игра «Бегите ко мне» - различение П-ПЬ

4. Игра «Запомни, повтори»: ап-оп-уп, оп-уп-ип, уп-ип-ап

5. Игра «№Живые звуки» (ап, уп, ип)

6. Игра «Отгадай последний звук?»: сто., хло., глу., потто., су., то.

Чтение и письмо:

1. Нахождение буквы в кассе.

2. «Из скольких элементов состоит буква?»

3. Выкладывание буквы П из палочек.

4. Прорисовывание П в воздухе.

5. Печатание буквы.

6. Анализ слогов АП, УП.

7. Синтез слогов АП, УП.

8. Печатание слогов АП, УП.

9. Чтение по карточке № 4.